Этюды об истории, интеллигенции, киберпространстве и Интернете. ВЫПУСК № 0, 2011 г.

КОРУПАЕВ А.Е. ЧАСТЬ II   ДИСКУССИОННЫЕ ЗАМЕТКИ ИНТЕРНЕТ-ИСТОРИКА: ЭТЮДЫ  ОБ ИСТОРИИ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ И ИНТЕРНЕТЕ

//КОРУПАЕВ А.Е. ИСТОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ДИСКУССИИ О НАУЧНОЙ ЭТИКЕ В ИНТЕРНЕТЕ И ФЕНОМЕН КИБЕРПРОСТРАНСТВА

 

ГЛАВА 3 ЭТЮДЫ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

3.1  О демифологизации интеллигенции в Интернете

 

До 80% пользователей Рунета составляют люди, имеющие высшее или незаконченное высшее образование1.   Все те явления, которые характерны для сети Интернет происходят в значительной своей части в среде интеллигенции. Современными учеными поднимается вопрос о демифологизации интеллигенции. С.Б.Орлов в докторской диссертации  «Интеллигенция как явление социальной мифологии: историко-социологический анализ» подчеркивает, что социальная мифология является реально существующим и активно функционирующим в обществе явлением. Став частью мифологии социальной структуры, миф об интеллигенции практически в неизменном виде функционировал до конца советского режима. Миф об интеллигенции в настоящее время используется только идеологами правящего режима. В широких же слоях общества данный термин употребляется в основном с негативно-уничижительным оттенком, так же, как в свое время термин «бюрократия». Предпринимаются попытки вписать термин «интеллигенция» в теорию элит2 

А.В Соколов считает, что мифология интеллигенции представляет собой одну из разновидностей социальной мифологии, созданную мифологическим сознанием интеллектного слоя. Интеллиген­ты и интеллектуалы, а никак не простой народ, творят о себе самих по­зитивные (апологетические) и негативные (осуждающие, анафемствующие) мифы. Виртуальность, мистическая неопределенность феномена россий­ской интеллигенции провоцируют и питают мифотворческий процесс. Если бы этот феномен не был окружен ореолом тайны, не велись бы  бесконечные споры о сущности и судьбе интеллигенции, ее начале и кон­це, разрушительной и созидательной роли в общественной жизни и т. д. В результате интеллигентская мифология не сокращается, а приумножа­ется, и история российской интеллигенции все больше и больше мифо­логизируется. Поэтому проблема демифологизации интеллигенции приобретает большую актуальность3.

 Периодически предпринимаются попытки сорвать ореол тайны, окружающий феномен российской интеллигенции. 31 марта 2009 года на сайте Агентства Политических новостей (АПН) была опубликована статья Сергея Сергеева, главного редактора журнала «Москва» «Еще раз о русской интеллигенции.100-летию «Вех» посвящается», в которой подчеркивалось, что вокруг русской интеллигенции клубится множество мифов. Рассматривается «розовый» миф интеллигенции, придуманный самими интеллигентами и успешно навязанный значительной части общества. Автор  статьи подчеркивает, что «хамов» в «научно-культурных  учреждениях» не меньше, чем где бы то ни было; за  самый «минимальный кусочек одеяла» интеллигенты бьются (вплоть до натуральной рукопашной) столь же свирепо и беспощадно, как и представители любого другого социального слоя.

В мифе «черном» интеллигенция живописуется как едва ли не главная разрушительная сила в русской истории. Критика интеллигенции, разумеется, необходимо, но не всегда такая критика преследует цель выяснить истину. Очень часто за ней прячется межклановая борьба за статус: дескать, интеллигенция (под которой имеется в виду конкурирующая группа) – это плохо, а вот мы («интеллектуалы», «аристократия духа» и проч.) – истинные выразители культурных ценностей. Антиинтеллигентские компании всегда с энтузиазмом поощряет бюрократия, отвлекая, таким образом, внимание народа от собственных грехов. Ну и, наконец, людям невежественным невыразимо приятно повалять в грязи высокомерных умников4  

В развернувшейся дискуссии высказывается  и такая точка зрения.

Абрам Моисеевич: «Сам интеллигент, но не люблю интеллигенцию. За то, что свои ПОРОКИ  она считает своими  ДОСТОИНСТВАМИ и гордится ими»5.  

Не меньшую актуальность приобретает демифологизация интеллигенции, российской, русской интеллигенции в Интернете. Выше рассмотрели,  как интеллигенция   разрабатывает, стремиться претворить в жизнь,   выдвигаемые  ею же концепции об этике Интернета, интеллигентности интеллигенции. Но, с другой стороны все негативные явления, хакерские атаки, спам, преступность в Интернете и т.д. это тоже действия части интеллигенции. Сетевые хамы и форумные тролли, взрослые профессиональные Интернет-скандалисты, кибердоставалы и т.п.- и это тоже реальность Интернета. Среди таких субъектов  есть и представители интеллигенции, которые   знакомы с правилами этики, но попросту их игнорируют. Можно говорить о неинтеллигентной интеллигенции в Интернете.

Интеллигентность человека, пользователя Интернета, интеллигента, сознательно соблюдающего этику Интертета,  нэтикет, общечеловеческие нравственные,  моральные принципы – важнейший фактор динамичного функционирования сети Интернет в современном мире. Нравственность интеллигенции, её интеллигентность - важнейший фактор соблюдения прав человека в Интернете. Соблюдение научной этики в Интернете часть вопроса об этике Интернета. Размещение научной информации в сети Интернет делает  общедоступными факты не соблюдения научной этики. Необходимость соблюдения научной этики стоит и перед учеными, изучающими феномен интеллигенции России, русской интеллигенции, теорию и историю интеллигенции, особенно в исследованиях по историографии интеллигенции. 

 

3.2 О старой интеллигенции начала ХХI в.  и  интернет-интеллигенции

 

В научной литературе теоретически и методологически утверждается новое понятие «интернет-интеллигенция». Феномен интернет-интеллигенции состоявшийся исторический факт. И.В.Сибиряков считает, что интернет-интеллигенция — это качественно новая социальная группа, которая рождается на рубеже ХХ—ХХI веков, профессионально связанная с производством, сохранением и распространением информации в интернет-пространстве1  

 Неизбежны дискуссии о понятии «интернет-интеллигенция», так же как они проходили и проходят о понятии «интеллигенция». Не  вступая в дискуссии о понятии,  хотелось бы остановиться на вопросе о составе интернет-интеллигенции России.  Политическое и экономическое развитие страны в конце ХХ в. – начала ХХI в. привели к серьезному изменению положения старой интеллигенции России. Статус «социального аутсайдера», который получила значительная часть интеллигенции в ходе реформ 90-х годов, существенно снизил ее политический и моральный авторитет в глазах социума, породил серьезный кризис самоидентификации и самооценки. Часть представителей советской интеллигенции попыталась поменять сферу приложения собственных знаний и жизненного опыта и, таким образом, покинула ряды учителей, преподавателей, врачей, музыкантов, художников и других, традиционных для отечественной интеллигенции профессиональных групп. Согласны с утверждением И.В.Сибирякова о том, что линией своеобразного водораздела между старой и новой интеллигенцией стали интернет-технологии, появившиеся в России в 90-е годы ХХ века.

Если говорить об интернет-интеллигенции, как о людях, «создающих именно «сетевой продукт», то есть произведения, изначально ориентированные на то, что они будут востребованы в первую очередь в рамках сетевого пространства», то в современной рыночной экономике,  итог востребованности, как правило, будет определяться и в денежном эквиваленте сетевого продукта.

Идет время. Развитие Интернета  позволило части старой интеллигенции вернуться к своей профессии, но уже как интернет-интеллигенции. Считаем, что к интернет-интеллигенции вполне возможно отнести часть старой интеллигенции, овладевшей компьютерными и интернет-технологиями на уровне достаточном для производства интеллектуального  продукта по своей старой специальности и размещаемого в сети Интернет. Причем, эта часть интернет-интеллигенции не связывает полностью с «сетевым продуктом» Интернета свое материальное благосостояние.

В истории отечественной интеллигенции есть яркие примеры того, что социальное положение человека, деятельность по обе6спечению материального благосостояния   и результаты его интеллектуального труда не совпадали. Например, повороты судьбы в биографиях И.Бродского, А.П.Платонова, О.П.Осипова.

После окончания семи классов Бродский оставил школу. С тех пор перепробовал множество профессий – пытался стать врачом, был матросом, рабочим, но все время интересовался литературой. Постановлением народного суда Дзержинского района гор. Ленинграда от 13 марта 1964 года Иосиф Бродский за тунеядство был выселен из гор. Ленинграда сроком на пять лет. Заседания суда над Бродским (судья Дзержинского суда Савельева Е. А.) были законспектированы Фридой Викторовой:

Судья. А вообще какая ваша специальность?

Бродский. Поэт, поэт-переводчик.

Судья. А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский. Никто. (Без вызова): А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья. А вы учились этому?

Бродский. Чему?

Судья. Чтоб быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят... где учат...

Бродский. Я не думал... я не думал, что это дается образованием.

Судья. А чем же?

Бродский. Я думаю, это... (растерянно) от Бога...

 

Судья. Есть у вас вопросы?

Бродский. У меня просьба: дать мне в камеру бумагу и перо.

Судья. Это вы просите у начальника милиции.

Бродский. Я просил, он отказал. Я прошу бумагу и перо.

Судья (смягчаясь). Хорошо. Я передам.

Бродский. Спасибо2.

 Талант русского прозаика, драматурга Андрея Платонова   с наибольшей силой проявляется в тридцатые годы. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) — социальную антиутопию на темы индустриализации.  Платонов «подчинил себя языку эпохи» (И. Бродский), напряженная фактура которого определила тему разрыва идеала с действительностью.

Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. Даже рассказ на антифашистскую тему «Мусорный ветер» (1934) был осужден за гротеск и «ирреальность содержания».
В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает3

В Интернете размещен материал «Смешок сквозь слезы». Величайший писатель всех времен и народов действительно работал дворником, как отмечает автор,  по указанию Сталина после его короткой рецензии: "сволочь"и более того он работал дворником в Союзе Писателей , т.е. прислуживал советским писателям "более удачливым" [more]- унижение гения перед счастливыми ничтожествами4.

Поэт просит бумагу в камеру тюрьмы и занимается там интеллектуальным трудом. Писатель вынужден работать дворником и писать в стол в силу политических и экономических причин.

Речь идет  о тех  представителях  интеллигенции,  кто сумел выстоять и продолжить занятия интеллектуальным трудом. В 1990-х годах изменилось положение миллионов людей, всей интеллигенции.

Пример, как в новые времена  люди, работавшие дворником, грузчиком, рабочим стали печатать свои произведения. Работал дворником, грузчиком, рабочим в золотоискательской партии русский поэт Оле́г Петро́вич О́сипов (1932 — 15 августа 1997). Эпизодически публиковался в советских журналах («Урал»«Нева»). С 1990 г. стихи Осипова стали чаще появляться в газетах и журналах Санкт-Петербурга, вышли пять книг стихов. Основная часть творческого наследия Осипова — верлибрические миниатюры, представляющие собой бытовые зарисовки с психологическим или экзистенциальным подтекстом; поэзия Осипова примыкает к линии психологического реализма малых форм, ведущим представителем которой был Арво Метс5 

Интернет создает для части старой интеллигенции   возможность писать не в стол, а в Интернет, в том числе и для научной интеллигенции.

 Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал   моральные принципы научной этики, в том числе « Бескорыстность» — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы. Именно бескорыстностью в служении науки и могут руководствоваться эти представители интернет-интеллигенции.

В свою очередь, научное сообщество не должно забывать и принцип «Универсализм» — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.

Интернет позволяет реализовать принцип «Коллективизм» — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества, а также принцип «Организованный скептицизм» — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

 

3.3  Об интернет-интеллигенции и киберинтеллигенции

 

Взаимоотношение понятий «интернет-интеллигенция» и «киберинтеллигенция» будет определяться взаимоотношением понятий «Интернет» и «киберпространство». В случае  равенства указанных понятий, понятия  «интернет-интеллигенция» и «киберинтеллигенция» будут равны по содержанию. 

Если же понятие  «киберпространство»    не  будет равно    реальному  Интернету, то  понятия «интернет-интеллигенция» и «киберинтеллигенция» будут различаться.  Выше  разбирали понятия «Интернет» - всемирная паутина  и доступная в ней  информация; физическая сеть, «киберпространство »- метафорическая абстракция.  И установили, что исследователи не ставят знак равенства между этими понятиями.

И.В.Сибиряков, исследуя интернет- интеллигенцию применял термины « сетевое пространство», «русскоязычный сегмент мировой паутины»1 

«Интернет-интеллигенция» - динамично развивающаяся, небольшая группа интеллигенции страны. Она реально сущестует сегодня. Можно говорить об истории интернет-интеллигенции России, изучать её на основе электронных ресурсов Интернета. Если же говорить  о той части  интеллигенции страны, которая выходит во всемирную паутину, речь пойдет об истории  интеллигенции в Интернете. Для её изучения потребуется использовать более широкий круг электронных источников.

Веб-сайт может быть сегодня метафорически описан, как «находящийся в киберпространстве». Используя такую интерпретацию, можно сказать, что интернет-события не происходят в странах или городах, в которых физически находятся серверы или участники, а происходят в киберпространстве.

Киберпространство обозначает воспринимаемое пользователем как «виртуальное» пространства, содержащееся в памяти компьютера и изображенное графически. Киберпространство не имеет территориально определенных границ,  Это   международное планетарное пространство,   сфера социальной деятельности, связанная с оборотом информации во Всемирной информационной Паутине, а также в других информационно-коммуникационных сетях (региональных, опорных, ведомственных, корпоративных). 

Соответственно можно говорить о киберинтеллигенции и её истории.

 Сегодня в Интернете имеется  некоторая информация о киберинтеллигенции. Например,  комментарий  на форуме, статья в Livejournal и информация о научной конференции – выдана поисковыми  машинами Интернета.

На Форуме Челябинских Автомобилистов «Гм, а не спросить ли чёнить» в октябре 2009 г.  помещен комментарий – «заводы стоят одна киберинтеллигенция в стране»2. 

 В Livejournal Юрий Карапетян 23 января разместил материал «Враги оптимальной революции…  ». Автор обозначил, кого  подразумевает под словом "интеллигенция":

Интеллигентность, интеллигенция, интеллигент

1. Легализированное лентяйство, поощряемое и щедро дотируемое государством и всякого рода «благотворительными» организациями.

2. Практически закрытая каста в равной мере прикармливаемая и гонимая властью (без привязки к конкретной стране и ее историческому периоду).

3. Особи, придумавшие слово «нация» с той целью, чтоб зарабатывать себе на хлеб отысканием «национальной идеи».

4. Бесплатный клоун. Стереотипный персонаж многих анекдотов, комедийных сюжетов, а в последнее время – телешоу. Не редко – в шляпе и в очках.

5. Виртуальная группа деклассированных интеллектуалов, тусящая, как правило, на политических и литературных форумах и блог-сервисах (т.н.«киберинтеллигенция»).

6. Мученики разума, готовые бесконечно страдать ради истины, но не достаточно сильные духом, чтобы начать хоть что-нибудь делать. Без прямой указки сверху.

7. В иерархии врагов оптимальной революции стоят между властями (authorities) и официальной медициной.

 В дальнейшем речь идет об интеллигентах, имеется ввиду  «в том числе и их новое поколение, выращенное блогосферой – киберинтеллигенты»3 

 Другой материал   « Кибер БОМЖ - бывшая интеллигенция или Как выжить интеллигенту в мире WEB cafe помойки?»4.  

В этих материалах речь идет об интеллигенции в Интернете, возможно отчасти об интернет-интеллигенции. Слово интеллигенция, данный термин употребляется в основном с негативно-уничижительным оттенком.

Несколько материалов посвящены Международной научной конференции «Университеты и интеллигенция в России (конец XIX – начало XXI в.)»., которая прошла в 2005 г. в Ростовском государственном университете. Вероника Чернышева рассказывая о конференции на страницах «Независимой газеты» о ходе конференции затронула вопрос о будущем научной интеллигенции: «А если согласиться, что интеллигенция в России – это класс писателей-читателей, прибавить к этому переселение свободного печатного слова в сеть, то получается, что будущее за киберинтеллигентом, чьи характеристики пока еще более расплывчаты, чем описание собственно интеллигента»5.

В другой информации «Интеллигенция переселилась в кибер-пространство» отмечено, что  ученые пришли к выводу, что на смену традиционным интеллигентам приходит «киберинтеллигенция»6.

Проводится взаимосвязь киберпространсвтом и киберинтеллигенцией.

Понятие «киберинтеллигенция» подлежит дальнейшему уточнению в ходе дискуссий. Но мы можем говорить и о начале  истории киберинтеллигенции информационного общества  и об истории российской интеллигенции в киберпространстве.

 

ГЛАВА 4  ЭТЮДЫ ОБ ИСТОРИИ

4.1 История  в Интернете и киберпространстве: реальность или миф?

                           

 В Интернете можно найти различные толкования понятия «история».

 История (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном),

 1) процесс развития природы и общества.

2)] Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников1 

История (др.-греч. στορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий . Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

Девиз науки: лат. «Historia est magistra vitae» — «История — наставница жизни»2 

20 лет назад в переломный для нашей страны время,  в обществе происходила переоценка нашего прошлого. Это один из самых трудных, болезненных процессов, который затрагивал интересы и представления многих людей, тревожил их душу и память. Раздавалась критика и в адрес историков. Невольно возникал вопрос: а необходимо ли знание истории людям?   В начале 1990-х годов, когда работал заведующим кафедрой московского вуза и заведующим кафедрой истории Всесоюзных заочных  подготовительных курсов.  В сложной политизированной обстановке, как член редколлегии журнала «Репетитор» обратился к   Александру Сергеевичу Орлову (во второй половине 1970-х гг. – зам. декана по учебной работе, ныне  директор музея истории МГУ им. М.В.Ломоносова3 по вопросу   рекомендаций абитуриентам при сдаче вступительных экзаменов по истории. Мы встречались с ним и в главном, высотном здании МГУ, где когда-то вел занятия со студентами.  А.С.Орлов  рассказал о некоторых соображениях специалистов о роли истории в жизни людей: «Да, в последние годы в большинстве случаев справедливо критикуют историков. Много говориться о значении истории для понимания  настоящего и определения перспектив в будущем.

Конечно, никто не имеет права на монополию в интерпретации нашей истории. И все-таки с огорчением следует сказать, что в этой области знания сейчас зачастую торжествует дилетантизм и политиканство. Профессионалы-историки почти не востребуются. Много полезного сделали писатели, обращаясь к прошлому страны. Однако

об отечественной истории, к сожалению, больше сейчас пишут журналисты, публицисты. Голос историков-профессионалов почти не слышен. Они в большом долгу перед обществом. В этой связи хотелось бы напомнить некоторые соображения специалистов о роли истории в жизни людей.

«Historia est magistra vitae» «История —  учительница жизни», - говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни, а именно такое время мы переживаем сейчас, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытались найти ответ на жгучие вопросы современности.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О.Ключевский, остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что хотя говорят о том, что  история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «…не цветы виноваты в том, что слепой их не видит… история учит даже тех, кто у нее не учится; она п р о у ч и в а е т за невежество и пренебрежение».

Хотелось бы напомнить ещё один афоризм другого историка – американца             Г. Аптекера: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и гостовит катастрофу в будущем».

Эти яркие высказывания – свидетельства необходимости знания истории для каждого человека. И хотя многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются по-другому, чем 5-10 лет назад, а иные вызывают сложные оценки, но знание прошлого своего народа и всего человечества -  необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного. Если же учесть усиливающуюся в вузах страны тенденцию к гуманитаризации высшего образования, включая и технические, естественнонаучные специальности, то знание истории, по-моему, необходимо будущим физикам и математикам, геологам и химикам не меньше, чем филологам и психологам, юристам и экономистам»4 

Необходимо добавить,  что как профессионал-историк, в своих научных работах не мог не определиться по вопросу о дилетантизме в истории, выражавшемся и в том, что  об отечественной истории в то время, к сожалению, больше   писали журналисты, публицисты, т.е. высококвалифицированные специалисты - профессионалы в иных специальностях.  

Изучая проблему о конфликтах  среди интеллигенции, рассмотрел и вопрос о противоречиях в понимании отношения к истории среди художественной интеллигенции и профессиональных историков. За идеологической подоплекой дискуссии и справедливые профессиональные требования», замечания той или иной группы интеллигенции, профессии. Так, публикация пьесы М.Шатрова «Дальше… дальше… дальше» вызвала оживленную дискуссию даже в официальной прессе того времени. Историки говорили о не полном соответствии пьесы исторической правде, а драматурги и артисты о возможности художественного осмысления отечественной истории5 .  Согласился с мнением русского философа    Л.П.Карсавина, который в книге «Философия истории» подчеркивал, что художественно-творческая конкретизация исторической деятельности не должна противоречить тому, что доподлинно известно, историк же более связан, чем художник6 

В источниках Интернета, как рассматривалось выше, информационное общество трактуется и как историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации и как современный этап развития цивилизации: Переход к информационному обществу – это процесс и переломное   время, идет процесс пересмотра процесса развития истории.

Интернет – реальность современного мира, всемирная система объединённых компьютерных сетей.  Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины  и множества других систем.  

Киберпространство (англ. cyberspace) — метафорическая абстракция, используемая в философии и в компьютерах, является виртуальной реальностью, созданный техническими средствами мир, передаваемый человек в ощущениях…

Специалисты различных областей знания изучают феномен Интернета и феномен киберпространства. Историки исследуют факты, события и процессы на базе исторических источников. Необходимо время для того, чтобы определить круг источников. Сложность заключается в том, что и на общетеоретическом, философском уровне познания действительности, в социологии феномен киберпространства  находится в процессе становления. Отсюда многозначности интерпретации киберпространства. И историкам необходимо время для того определиться в этих вопросах.

Цифровые технологии развиваются очень быстро. В Интернете появляется различная информация об истории.  Попадая на просторы Интернета, глобальной компьютерной сети, пользователь получает доступ к разнообразной информации, в том числе и по интеллигенции. Современные поисковые системы и каталоги разработаны настолько продуманно, что дают возможность пользователям находить нужную информацию, не прикладывая для этого больших усилий.

Дискуссии о русской интеллигенции тема вечная и каждое новое поколение  интеллигенции пытается осмыслить самое себя. На рубеже 1980-1990-х годов, до появления Интернета дискуссии об интеллигенции проходили на публицистическом, научном уровне, а специалисты, которые работали в среде интеллигенции, видели восприятие этих вопросов на уровне обыденного сознания, бытовом уровне. В советские времена привычными для интеллигенции были дискуссии «на кухне».

Источник дискуссий на публицистическом уровне  – материалы периодических изданий, толстых и тонких журналов, газет, записи на радио и телевидении.  Например, письмо в редакцию журнала « Новый мир» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «О русской интеллигенции».

Источник дискуссии на научном уровне – материалы научных конференций, историографические научные работы, энциклопедии. Например, раздел «Дискуссии об интеллигенции в России: история и современность» содержится в «Очерках интеллигенции России» автора.

Работая лектором в обществе «Знание» в Москве на рубеже 1980 - 1990-х годов, читал лекции, проводил дискуссии на предприятиях Военно-промышленного комплекса (ВПК), в том числе  для инженерно-технической интеллигенции; различных медицинских учреждениях; театрах – Государственном Большом театре, Государственном Академическом малом театре; министерствах – финансов Российской Федерации, строительства в южных районах СССР. Наблюдения за настроениями инженерно-технической, медицинской, художественной, административной интеллигенции  Москвы, показало интерес к истории интеллигенции, ее экономическому стимулированию со стороны работодателя в новых экономических условиях.

Телевидение и радио отображали все уровни дискуссий тех лет.

Появление Интернета привело к тому, что все типы источников аккумулируются в одном месте, а также к тому, что на различных сайтах в Интернете  фиксируются позиции многочисленных пользователей. Войдя в Интернет, пользователь сталкивается с огромным пластом информации по интеллигенции.  Поэтому разумно, определить для себя, какой это документ? Научный документ -  книга, статья, материалы научной конференции. Публицистический материал, написанный образованными людьми на злобу дня, например, статья «Российская интеллигенция разложилась и деградировала», который, порой, интересно прочитать, но он не обязательно будет  адекватно отображать действительность.   Мнения пользователей, которые в меру своего знания или незнания предмета дискуссии, политической ангажированности пытаются определиться в теме - самостоятельный тип источника7

Электронные источники Интернета отражают процесс овладения новыми технологиями    историками (конкретные примеры в следующем этюде).

В.С.Меметов в докладе  на ХIХ Международной научно-теоретической конференции «Молодая интеллигенция и устойчивое развитие общества», проходившей в сентябре 2008 г. в Иваново, констатировал: «Не случайно, не так давно, в Интернете появился термин интернет-интеллигенция.  … Если в начале к нему отнеслись с определенным скепсисом, сегодня о феномене интернет-интеллигенции эксперты размышляют как о состоявшемся историческом факте»8

 И.В.Сибиряков подчеркивал, что одними из первых на вызов нового века ответили российские журналисты, которые  сегодня уже открыто говорят о возникновении такого самостоятельного направления,  как Интернет-журналистика. Все чаще звучат  утверждения о формировании самостоятельной Интернет-экономики.   Неизбежно в ближайшем будущем «появление Интернет-права, Интернет-социологии, Интернет-истории»9  

Историей занимается большое число людей, специалистов, разрабатывающих свою тематику, имеющих собственное видение процессов истории. На примере   темы наших научных интересов можно сказать интернет-история это реальность. «Интернет-интеллигенция» - динамично развивающаяся, небольшая группа интеллигенции страны. Она реально существует сегодня. Можно говорить об истории интернет-интеллигенции России, изучать её и на основе электронных ресурсов Интернета. Если же говорить  о той части  интеллигенции страны, которая выходит во всемирную паутину, речь пойдет об истории  интеллигенции в Интернете. Для её изучения потребуется использовать более широкий круг и электронных источников.

 Если же говорить об истории  киберинтеллигенции, то необходимо учитывать, современные представления о киберпространстве и виртуальной реальности.   Киберпространство является виртуальной реальностью. Киберинтеллигенция появляется в виртуальной реальности киберпространства. Поскольку виртуальная реальность является информационной проекцией деятельности структур реального пространства, то в реальном мире должна существовать группа интеллигенции, которая имеет отношение к Интернету, Всемирной паутине, и периодически «погружается» в киберпространство. Сегодня  в общественном сознании киберинтеллигенция иногда ассоциируется интеллигенцией, использующей Интернет, находящейся в реальном времени. По мере исследования киберпространства  взгляды и представления о киберинтеллигенции будут совершенствоваться. Поскольку феномен киберпространства  находится в процессе становления, то и  наши представления о киберистории находятся в  процессе становления. А пока было бы интересно проанализировать электронные источники интернета об интернет-истории и киберистории.

 

4.2 Интернет-история и электронные ресурсы Интернета

 

Запрос «интернет-история» на поисковиках Яндекс или Google выдавал следующие результаты.

Большое количество материалов было получено по истории Интернета, истории создания Интернета. Например, ресурс «История Интернет. Очерк истории русскоязычного сегмента Интернет: достижения и ошибки»-internet-history.org.ua. Этот сайт является попыткой критического осмысления пути, пройденного глобальной сетью Интернет в процессе своего развития, на примере двух постсоветских стран с близкой культурой - России и Украины1   Володин А. – к.и.н.  выложил план курса сетевого поиска «Тематический план курса «Интернет-эвристика». Тема 1 «Интернетика: история, технология и исследования Интернет». Автор утверждает, что Интернетика — прикладное научное направление. В сентябре 2011 года выйдет новая полностью обновленная версия курса интернет-эвристики (версия 2.0). Дистанционные занятия обновленного курса «Профессиональный поиск в Интернете (интернет-эвристика)» начнутся уже в сентябре.Курс будет проходить при поддержке Центра дистанционного образования МГУ им. М.В. Ломоносова (ЦДО МГУ)2 

На ресурсе  «NORDance. Создание и продвижение сайтов» в 2009 г. была размещена «Неофициальная история возникновения Интернета». Автор Administrator   утверждал, что помимо официальной версии, существует и другая, неофициальная, версия истории возникновения Интернета. Рассмотрим ее поподробней. Официальная версия появления Интернета утверждает, что Интернет, возник на средства Управления перспективных разработок Министерства обороны США - DARPA. Однако по неофициальной версии Министерство обороны США ничего не создавало и не финансировало, а роль DARPA была совсем не той, которую в настоящее время ему приписывают.На самом деле оно занималось не внедрением, а контролем за внедрением компьютерных сетей в гражданскую сферу, которое к концу 60-х годов стало уже неотвратимым3.

Среди электронных ресурсов представлено больлшое количество рефератов по истории Интернета4Ученица 11"И" класса Лицея №34 социальных и информационных технологий Милосердина Ольга Геннадьевна в 2007 г. подготовила сайт «Протоколы и сервисы Интернет»5.

«Научный богословский портал» БОГОСЛОВ.RU в 2008 г. разместил информацию о справочнике-путеводителе «Православный интернет: История православного Рунета; Философия общения и виртуальный мир; Интернет как миссионерская территория и др.» Издательский Совет Русской Православной Церкви (Издательство Московской патриархии). В  аннотации  отмечалось, что  развитие системы православных интернет-ресурсов, успешное использование Церковью новых коммуникационных технологий - одно из важных достижений церковной жизни последних лет. Справочник-путеводитель "Православный Интернет" - это рассказ о том, где и как искать качественную информацию о Православии в русском сегменте всемирной компьютерной сети6 

Другой  вид источников Интернет истории – истории личной жизни пользователей. Например, женские истории о любви; о  работе и карьере, Интернет истории моего успеха и т.п.7  

Электронные источники Интернета отражают процесс овладения новыми технологиями    историками. В.Н.Владимиров исследовании «Интернет для историка: и все-таки новая парадигма!», отмечал, что на рубеже ХХ и ХХI вв. проблемы развития Интернет нашли свое отражение на целом ряде конференций, посвященных различным теоретическим и методологическим проблемам исторической науки и образования8 

На сайте Научной библиотеки Удмурдского государственного университета в 2011 г. размещен ресурс «Ресурсы Интернет – историкам. -2011. – Виртуальная выставка». В том числе представлены электронные тексты, базы данных, оцифрованные источники, справочная информация и пр. Библиотеки электронных ресурсов исторического факультета Московского государственного университета9

В октябре 2010 г. на сайте «Новая локальная история. Межвузовский научно-образовательный центр» Ставропольского государственного университета и Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева Ю.М. Корниенко разместил интересный материал «Научно-образовательные возможности Интернета на примере сайта nlh.stavsu.ru. (Региональногго научно-образовательного центра «Новая локальная история» Ставропольского государственного университета)»: «Определение «Интернет – это глобальная сеть» уже стало речевым «штампом». «В Интернете можно найти всё!», – говорят многие, кто поверхностно знаком с работой в Сети, механизмом поиска и представления найденных результатов. «Интернет – это большая свалка!», – восклицают те, кто не смог найти для себя что-то ценное. То есть спектр мнений о том, что такое Интернет, и зачем он нужен, весьма разнообразен. Нужен ли Интернет историкам?»  В последние годы Интернет-технологии стали широко использоваться не
только для представления результатов своих научных поисков в глобальной
сети и создания исторических ресурсов, но и как источники научных
исследований по отечественной и зарубежной истории. Особенно часто к
источникам в Интернете прибегают исследователи древней и средневековой
истории, историко-демографическим проблемам, истории искусства, а также
новейшей истории зарубежных стран. Откуда историки черпают полезную для себя информацию? Наверняка, «не из общедоступных страничек на серверах narod.ru, by.ru и им подобным. Большая часть исследователей обращается к сайтам научных организаций, потому как доверия к ним гораздо больше. Однако, по-настоящему ценных ресурсов по истории очень мало»10

В журнале Российского государственного гуманитарного университета «Новый исторический вестник» была опубликована статья Л.П. Афанасьевой «Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости?». Автор констатировал противоречивое отношение к ресурсам Интернета среди историков. С одной стороны, невозможно отрицать лавинообразный рост как ресурсов Рунета, так и числа российских пользователей сетиС другой стороны, даже учитывая отставание в обеспечении компьютерной техникой, не только преподавателям вузов, но и учителям средней школы приходится вести «незримый бой» с создателями тысяч серверов с рефератами, постепенно вытесняющими учебники. Главным негативным последствием развития сетевых технологий можно считать невысокое качество большинства ресурсов, доступных многомиллионной аудитории учащихся и студентов.

Л.П.Афанасьева определяет основные направления использования Интернета в историческом образовании и науке. Интернет рассматривается как:

·         средство научной коммуникации сообщества историков России

·         справочник - информационная эвристика по проблемам отечественной истории,

·         библиотека - публикации научных трудов по истории,

·         архив и музей - удаленный доступ к историческим источникам,

·         лаборатория историка,

·         и образование историка.

Интерес представляют замечание о том, что за рубежом публикация научной статьи, тематического отчета в сети давно стала необходимым завершающим этапом научного исследования. В нашей стране, прежде всего из-за нерешенных проблем с авторским правом, такая практика пока не получила распространения. А также констатация того, что применение сетевых технологий в научных исследованиях - дело будущего. В настоящем же можно говорить о представлении в сети так называемых электронных версий исторических источников - баз данных, созданных на материале источников для проведения какого-либо исследования. Проведена экспертиза ценности интернет-ресурсов11 

Каталог исторических ресурсов "InterHistory" является частью научно-образовательного сервера "Клио", поддерживаемого Ассоциацией "История и компьютер". Основная цель создания каталога - собрать и классифицировать ссылки на исторические научно-образовательные ресурсы сети Интернет. В.Н.Владимиров, редактор каталога, президент Ассоциации "История и компьютер» в обращении «Историк и Интернет» подчеркивал: «Сегодня профессиональный историк, имеющий доступ в Интернет, просто не имеет права сидеть сложа руки. Создание любых исторических ресурсов, локальных или глобальных - не столь важно, является делом чести для гуманитариев, занимающихся научно-исследовательской и/или преподавательской деятельностью. С этой точки зрения любой исследовательский и образовательный проект обязательно должен быть представлен в Интернете»12

Особый интерес представляют диссертационные исследования. Например, кандидатская диссертация Ушмаева А.Н. «Internet как новая информационная среда исторической науки». Информация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации, которую называют информационной. В России сформировалось новое научное направление - историческая информатика, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования. Историческая информатика включает разработку общих подходов к применению информационных технологий в исторических исследованиях; в создании исторических баз и банков данных; применение информационных технологий, представления и анализа структурированных, текстовых и изобразительных и других источников; компьютерное моделирование исторических процессов; развитие и применение мультимедиа-технологий и других новых направлений информатизации исторической науки и образования.

Автор пришел к ряду выводов: «Во-первых, Internet позволяет раскрыть феномен человеческого общения - главную проблему современного гуманитарного знания. Во-вторых, Web-страницы представляют феномен человеческого общения в его опосредованной материализованной форме. В-третьих, Internet является важнейшим инструментом историографического исследования, позволяющим определить социальные условия, характер источников и организационные формы развития современной исторической науки»13 

Пользователи Интернета применяют словосочетания интернет история  для названия своих сайтов. Например, Сайт "Интернет-история". -, являющимся военно-историческим проектом. Или «Исторический форум на сайте Интернет-история»  -http://www.webboard.ru/wb.php?board=200, сайт временно недоступен. Встречается Nic. - интернет-историк  -  (27.03.2011 05:10)14  Поисковик выдал и такое мнение, размещенное на блоге; « 16 ноября 2009 От интернет-помойки до интернет-музея.  Комментировать. Я уверен, что эдак лет через тридцать будет профессия интернет-историка, а через сотни лет интернет-археолога»15 

 Получена информация о сайтах,  правообладатели которых используют слова   Интернет и историк. Это, например, сайты историков Самородова Д.П. и Корупаева А.Е.

 

Сайт историка Самородова

Историк может прожить без Интернета, но с Интернетом историку будет лучше».

samorodov.by.ru › book_1_14.htm копия 

 

Главная страница.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА. Это - персональный сайт интернет - историка Корупаева Алексея Евгеньевича.

korupaev2010.narod.ru копия ещё 

В наших работах подчеркивали, что   в  Интернете огромный массив электронных источников по интеллигенции. Но ссылки на электронный источник  в  академической и вузовской науке пока не очень-то приветствуются, они практически отсутствуют, в том числе и  в диссертационных исследованиях и по историографии интеллигенции. Поставили своей задачей использование, именно, электронных источников Интернета/Рунета/ в продолжение научного изучения русской интеллигенции16.      

Как уже отмечалось, профессиональные историки ставят вопрос о доверии к сайтам, на которых размещены исторические источники. Объективно идет процесс перевода различной литературы из печатного в электронный формат. ВАК Минобрнауки России определил перечень печатных изданий, в которых могут публиковаться результаты работы по докторским и кандидатским диссертациям. Аналогично, вполне возможно определить перечень сайтов, содержащих источники и литературу, которые могут быть использованы в диссертационных исследованиях как электронные источники. Например, Официальный сайт ВАК, на котором размещены авторефераты докторских диссертаций,   сайты диссертационных советов на которых размешены авторефераты кандидатских диссертаций, сайты ведущих государственных научных библиотек и т.п.

 Отторжение Интернета, как самобытного явления современной культуры, «долгое время считалось особой доблестью среди учителей, музыкантов, художников и даже ученых гуманитариев»17 

Непосредственно научную экспертизу диссертационных исследований осуществляют люди старшего поколения. Некоторых из них,  вполне правомерно отнести к старой интеллигенции ХХI в. В случае официальной рекомендации о временном включении  в диссертационные исследования по интеллигенции специального раздела «Моя тема в электронных ресурсах Интернета»;  наличие которого толковалось бы в обязательном порядке в пользу диссертанта, позволило бы повысить квалификацию специалистов старшего поколения в этом вопросе.  А коллективный разум нового, молодого поколения научной интеллигенции, внес бы достойный вклад в накопление информации и изучение темы интеллигенция в Интернете.

 

4.3 Пользователи Интернета о киберистории

 

 Понятие «киберистория»  применяется пользователями для  описания художественного отображения действительности.Сергей Кузнецов в своей статье рассматривает появление понятия «киберпространство», его художественное отображение. В том числе анализирует модное слово «киберпанк». Во всех приведенных примерах хватает "кибер", но вовсе нет "панка": «Если хотите, можете напихать тут всюду слова "кибер": история киберутят, кибергадких киберутят.   Киберистория.»1  Маргарита Ленская пишет «Киберистории», опубликованные в журнале «Самиздат»2 

    Понятие «киберистория» используется  в ресурсах посвященных форумным играм и фантастике.  Сайт «Киберистория»  относится к категории  форумные игры3  В Livejournal А.Розов разместил «Обращение обеспокоенных киберисториков» от 01.04.666,66 года Новой Эры, в котором был обеспокоен вопросом,  действительно ли истории достоверно известно о происхождении киборгов от высокоразвитых обезьяноподобных человеков, или людей, или хуманов, до сих пор обитающих в наших общественных парках и заповедниках?4  

Понятие «киберистория» используется  для рассказа об истории появления новых интернет-ресурсов. Британский студент Алекс Тью 11 января 2006 г. продал последнюю тысячу пикселей на своей ставшей знаменитой странице The Million Dollar Page. Тью заработал на собственной идее даже больше миллиона долларов, на который надеялся. Один миллион пикселей заполнен, и эта домашняя страничка уже очень скоро займет свое место в   киберистории  и будет увековечена"5  Денис Кудряшов  в материале «Киберсквотеры пишут киберисторию» рассказал о   создании доменных имен во время теракта В США 11  сентября 2001 г. Еще до того, как вторая башня Торгового центра была разрушена, киберсквотеры (люди, захватывающие доменные имена, которые им, фактически, не нужны, вернее, нужны для перепродажи) уже зарегистрировали несколько доменных имен. По мере поступления сообщений, люди имеющие возможность добавляли и новые доменные имена, отражающие мрачные события6

В сети Интернет появился новый любопытный сервис Miomi.com. – новый поисковик, стремящийся к созданию «киберистории».  Его разработчики предлагают всем желающим принять участие в создании единой кибер-иcтории, куда будут включены воспоминания и описания различных событий из жизни пользователей, которые будут отображаться в хронологическом порядке. Основной целью разработчиков являлось создание особого пространства, где будет отображаться история человечества, сотканная из произошедших событий7

Таким образом, в сети Интернет возможно встретить различное понимание  понятия  «киберистория», однако все они, как правило,  связаны с информационным пространством.

 

Вместо заключения

 

По аналогии с различным пониманием  интеллигенции на Западе и в России – интеллектуалы и интеллигенция (о чем говорилось выше) отметим, что возможно различное понимание интернет-истории и киберистории.

Истории интеллигенции  известен спор о дефинициях и определение концепций исследования интеллигенции. В своих работах 1990-х гг. в дискуссию о понятии «интеллигенция», о «дефинициях» на данном этапе разработки темы научного исследования не втягивался – дать определение интелигенции,  была задача будущей итоговой работы – монографии. Оправдана ли была такая позиция?

В.Г. Рыженко показывает, что  поиск трактовок основной дефиниции, которой могут оперировать исследователи, - проблема не новая. Всплески поисков ключевой дефиниции наблюдались и в советской историографии. Она ссылается на результаты исследования М.Р.Зезиной, тщательно проанализировавшей отличительные признаки исследовательских поисков внутри советской историографии, большинство философов и социологов, писавших об интеллигенции в 1970-е – первой половине 1980-х гг., оказались вовлеченными в этот схоластический   В конце 1980-х – начале 1990-х гг. вопрос об интеллигенции широко освещался на страницах периодической печати. Приоритет принадлежал публицистам, но все большую активность проявляли и ученые-историки, в частности, обсуждалась проблема научного определения понятия «интеллигенция», мнения по этому вопросу были достаточно разноречивы2.   

В.С.Меметов и А.А.Данилов  отмечая в 1993 г., что произошел сдвиг научных интересов от вопросов социальной истории к проблемам социально-культурной истории, подчеркивают, что одним из наиболее дискуссионных вопросов является определение содержания понятия «интеллигенция». Соглашаются с мнением В.И.Купцова,  который считает, что понятие «интеллигенция» - диалектически сложное. Приходят к выводу, что феномен интеллигенции является столь глобальным и сложным, что изучение его займет еще не один десяток лет 3

В.Т. Ермаков (Интститут российской истории РАН)  в исследованиях «Интеллигенция России в ХХ столетии (К постановке проблемы «Интеллигенция как феномен исторического изучения») показывает, что изучение российской  и советской интеллигенции как исторического феномена неизбежно ставит вопрос: а что такое интеллигенция, которая и должна стать предметом исторического изучения? Споры и дискуссии не эту тему, начавшись в начале века, продолжаются и сегодня, «приобретая нередко умозрительный характер». Он полагает, что историкам интеллигенции вряд ли стоит ломать копья вокруг понятия «интеллигенция», а следует смириться с утвердившейся традицией, основанной на «широком понимании феномена интеллигенции», в том числе как социокультурного слоя общества4.  

В.Л. Соскин (институт истории Сибирского отделения РАН)  в докладе «К новой концепции истории советской интелигенции» на межвузовской научно-теоретической конференции в Иваново в сентябре 1995 г. «Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии», посвященной видным исследователям российской культуры и интеллигенции. д.и.н., профессорам В.Т. Ермакову и В.Л.Соскину  в числе своих первых предварительных замечаний предлагал решительно преодолеть историкам «своего рода комплекса неполноценности», состоящего в бесконечных прениях по поводу понятия «интеллигенция»: «Картина обсуждения этого вопроса на любой конференции стала удручающе однообразной. Рефлексируя по этому поводу, историки как бы расписываются в своей неспособности определить понятие «интеллигенция» не абстрактно и навечно, а конкретно-исторически». И предложил отвлечься «от поиска «истинной дефиниции» и переключить свое внимание на конкретно-историческую характеристику интеллигенции»5.

Собственно говоря, так  и поступил в первой половине 1990-х гг., работая над конкретной темой  исторического исследования.

Высказывались различные точки зрения на концепции изучения интеллигенции.

Н.Ю.Кривопалова отмечает, что вопрос об определении понятия «интеллигенция» был главным дискуссионным вопросом в отечественной историографии еще с 1920-х гг. От того или иного его решения зависело по-нимание и толкование всех остальных частных и производных аспектов истории российской интеллигенции. Этот вопрос вновь активно обсуждался в отечественной историографии с начала 1990-х гг. Исследователи выделяют два основных подхода к определению понятия «интеллигенция», сложившиеся в литературе: социологический и нравственно-этический, ссылаясь при этом на работы  А.Н.Севастьянова и А.А.Данилова, В.С.Меметова6.   Итак, в новейшей отечественной историографии в 1990-е — 2000-е гг. сложились пять позиций в определении интеллигенции, различающиеся выделением качественных ее признаков и существующие в рамках двух основных подходов к определению понятия «интеллигенция»: социологического и нравственно-этического. К социологическому подходу относятся критерии профессионального умственного труда, образованности и творчества, к нравственно-этическому — критерии нравственности и оппозиционности. Однако ряд исследователей отмечают ограниченность каждого из этих подходов и предлагают сочетать социологический и нравственно-этический подходы в определении интеллигенции.   Н.Ю.Кривопалова считает, что  целесообразно выделять два вида определений понятия «интеллигенции»: первое — исходное в исследовании, которое дается на основе выделения ее формальных признаков, и второе — сущностное определение, являющееся результатом исследования интеллигенции и выделения ее сущности. Для исходного определения понятия «интеллигенция» вполне достаточен социологический подход (то есть критерии профессионального умственного творческого труда и высокого уровня образования), а для сущностного определения «интеллигенции» необходим социально-исторический подход — выявление ее социально-исторических функций, которые в своей совокупности образуют ее сущность7

Подробно эти вопросы освещались, например, Ф.Х.Соколовой  в главе I «Теоретико-методологические основы изучения истории интеллигенции» монографии «Интеллигенция Европейского Севера России в 1917 – 1941 годах». Архангельск. 2003. И в статье «Интеллигенция: проблема концептуализации» (2006 )8.    

На протяжении более чем столетий традиции исследования проблемы в отечественной науке оформилось несколько концептуальных подходов к трактовке сущности интеллигенции и её социального предназначения.

Первая концепция – социально-этическая (идейно-нравственная, культурологическая). Интеллигенция в данном контексте рассматривается как надобщественная, внесоциальная группа и носитель определенного типа ценностей – духовных, нравственных, идейно-политических. Изучение интеллигенции осуществляется исходя из её собственных ценностных установок.

Данная концепция имеет два течения.

1. Идейно-нравственная концепция. Восходит к народнической идеологии. Главным признаком принадлежности к данной группе считается бескорыстное служение отечеству, народу, обладание набором высоких нравственных качеств: истинным патриотизмом, благородством, честностью, способностью к самопожертвованию.

2. Второе течение социально-этической концепции ведет начало с взглядов авторов сборника «Вехи», представляет интеллигенцию как идейно-политическую, идеологическую группу с особым внутренним и духовным миром и специфической моралью. Авторы данной концепции постоянно напоминают нам, что Росси не Запад, поэтому европейские рецепты реформирования общества  не применимы для России.

Вторая концепция – социологическая (социально-профессиональная) интерпретирует интеллигенцию как неотъемлемую составную часть социальной системы, группу (класс, страту) занимающуюся квалифицированным умственным трудом и реализующую определенные общественно-полезные функции.

Третья концепция – социокультурная концепция. Представляет собой попытку синтезировать достоинства социологической и культурологической (идейно-нравственной, культурологической, социологической концепций). Ученые пытаются выйти за рамки одной научной дисциплины и исследовать феномен интеллигенции на основе  междисциплинарного подхода.

В современных диссертационных исследованиях Д.В.Чарыковым отмечается;  «Что же касается определения понятия «интеллигенция», то М.Е.Главацкий в работе 2003 г. (История интеллигенции России как исследовательская проблема». Екатеринбург, 2003 А.К.) отметил, что по-прежнему доминирующими остаются социологический и нравственно-этический подходы, между которыми нет четкого противопоставления, они применимы в исследованиях и их соотношение зависит от общей ситуации в обществе»9.   

 В своем исследовании в 1994-1995 гг. также выделили именно два этих подхода. Рассматривая  две концепции интеллигенции - социологическую  и  этическую концепции интеллигенции,  пришли  к выводу, что в научных, в исторических исследования, преобладали социологические взгляды на интеллигенцию, а проблема культурно-личностных свойств, этические качества интеллигенции находились в тени10   Эти концепции называют по-разному.   Одни исследователи  говорят о различных подходах к изучению интеллигенции: социальном подходом и социокультурным или культурно-деятельным подходом11. Другие  говорят о социо-историческом подходе и философско-культурологическом подходе12.  

Исходя из собственного опыта, участия в   дискуссии  о дефинициях и определении концепций исследования интеллигенции,  подтвержденным ходом развития изучения интеллигенции, считаю целесообразным в первом приближении, остановиться на возможных подходах к концепции интернет-истории и киберистории.

Первый вариант: интернет-история изучает реальное пространство, реальные социальные группы интеллигенции и т.п., а киберистория изучает виртуальное пространство.

Второй вариант: киберистория может пониматься как интернет-история, изучающая реальное пространство и как история изучающая виртуальное пространство.

 С расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания мы   сможем  и  по-другому оценить видение  современной истории, связанной с новыми технологиями.

 

ЧАСТЬ II   ДИСКУССИОННЫЕ ЗАМЕТКИ ИНТЕРНЕТ-ИСТОРИКА: ЭТЮДЫ  ОБ ИСТОРИИ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ И ИНТЕРНЕТЕ

 

ГЛАВА 3   Этюды об интеллигенции

3.1  О демифологизации интеллигенции в Интернете

1.        Сибиряков И.В. Интернет-интеллигенция: миф или реальность?// Интеллигенция и мир. 2009. №2. С.22-23, 26. – Архив выпусков//Интеллигенция и мир
Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. -http://ivanovo.ac.ru/jdownloads/zhurnal/intelligentziya%20i%20mir/intelligen_2009_2.pdf

2.        Орлов С.Б. Интеллигенция как явление социальной мифологии: историко-социологический анализ. автореферат дисс… доктора социологических наук. Екатеринбург 2002. – Электронный архив УрГу. - elar.usu.ru › bitstream/1234.56789/488…urgu0148s.pdf

3.        Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009. — 672 с. — (Новое в гуманитарных нау­ках; Вып. 41). – Либрсек. Много книг.   http://fan.lib.rus.ec/b/215528/read

4.        Сергеев С. Еще раз о русской интеллигенции. 100-летию «Вех» посвящается.   – АПН - Агентство политических Новостей 2009.03.11. - www.apn.ru/publications

5.        Комментарии. Сергеев С. Еще раз о русской интеллигенции.100-летию «Вех» посвящается.-  АПН Агентство Политических Новостей. - http://www.apn.ru/publications/comments/21420/htm#coments 

 3.2 О старой интеллигенции начала ХХI в.  и  интернет-интеллигенции

1.        Сибиряков И.В. Интернет-интеллигенция: миф или реальность?// Интеллигенция и мир. 2009. №2. С.22-23, 26. – Архив выпусков//Интеллигенция и мир
Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. -http://ivanovo.ac.ru/jdownloads/zhurnal/intelligentziya%20i%20mir/intelligen_2009_2.pdf

2.        Вигдорова Ф.. Судилище//  Огонек, 1988, 3-10 декабря, № 49 (3202), с. 26-31. – Страницы сайта Иосифа Бродского (1940-1996). -http://br00.narod.ru/10620032.htm

3.        Платонов Андрей Платонович. -Наши биографии. -http://www.biografii.ru/biogr_dop/platonov_a_p/platonov_a_p.php

4.        www.yuri-kosagovsky.livejournal.com/189805.html

5.        Осипов, Олег Петрович. – Википедия. -http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F1%E8%EF%EE%E2_%CE._%CF

3.3 Об интернет-интеллигенции и киберинтеллигенции

1.        Сибиряков И.В. Интернет-интеллигенция: миф или реальность?// Интеллигенция и мир. 2009. №2. С.22-23, 26. – Архив выпусков//Интеллигенция и мир
Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. -http://ivanovo.ac.ru/jdownloads/zhurnal/intelligentziya%20i%20mir/intelligen_2009_2.pdf

2.        Гм, а не спросить ли чёнить - Форум Челябинских Автомобилистов.  -carsclub.ru. - //hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.carsclub.ru%2Fforum%2Findex.php%3Fshowtopic%3D33785&text=%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F&l10n=ru&sign=195f44da944682865e77d7d0815c0835&keyno=0

3.        Карапетян Ю. Враги оптимальной революции: расстрелять интеллигентов нужно в первую очередь. – Livejournal. - http://ykarapetyan.livejournal.com/56651.html

4.        Кибер БОМЖ - бывшая интеллигенция или Как выжить интеллигенту в мире WEB cafe помойки?.- http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:FrcBzNu421oJ:clever-cyberless.blogspot.com/2008_07_11_archive.html+%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80+%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&source=www.google.ru

5.        Чернышова В. Проводы феномена.Есть ли будущее у российской научной интеллигенции. - Независимая газета. 22.06.2005. -http://www.ng.ru/printed/59311

6.        Интеллигенция переселилась в кибер-пространство. - Мульти-портал KM.RU  . - http://science.km.ru/8226343E0D794BE4BC8226DABADB6B3C

 

ГЛАВА 4    Этюды об истории

4.1 История  в Интернете и киберпространстве: реальность или миф?

1.        История//Большой Энциклопедический словарь.2010 – Словари и энциклопедии на Академике. -http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/142346

2.        История. – Википедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

3.        Музей истории МГУ. - http://www.museum.ru/M2347

4.        Изучение истории – процесс творческий. Интервью с к.и.н. А.С.Орловым журналу «Репетитор». Беседу  вел к.и.н. Корупаев А.Е.// Репетитор. 1991, №1. С.67

5.         Корупаев А.Е. Очерки интеллигенции России в 2 Ч;. Ч.1 Очерки истории русской интеллигенции. М., 1995 . С.119

6.        Карсавин Л.П.Философия истории.  М.,1993

7.        Корупаев А.Е. Русская интеллигенция в Интернете/Рунете/: история и современность. На материалах по теме: художественная культура, интеллигенция, предприниматели – меценаты в России на рубеже Х1Х-ХХ веков. М., 2009. С.6-7

8.        Меметов В.С. Рассуждения на заданную тему: об устойчивом развитии, интеллигенции, интеллигентности//Молодая интеллигенция и устойчивое развитие общества. ХIХ Международная научно-теоретическая конференция. Иваново, 25-27 сентября 2008 г.Иваново. Издательство «Ивановский государственный университет» 2008. С.4

9.        Сибиряков И.В. Российская провинциальная интеллигенция и информационные реалии ХХI века//Интеллигенция ХХI века: тенденции и трансформации. Материалы  ХIY международной научно-теоретической конференции   25 – 27 сентября 2003 г. Иваново. Ивановский государственный университет 2003. С.13

4.2 Интернет-история и электронные ресурсы Интернета.

1.        История Интернет (достижения и ошибки). – http://www.internet-history.org.ua/

2.        Володин А. Тема 1 Интернетика: история, технология и исследования Интернет// Тематический план курса «Интернет-эвристика». -RuNetica — проект профессионального поиска в Интернете. runetica.com › course/01_internetics.html

3.        Неофициальная история возникновения Интернета. - NORDance. Создание и продвижение сайтов. -http://nordance.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=141&Itemid=9shop.top-kniga.ru/books/item/in/304508/; referatcollection.ru › 36394.html//pro-serv-inet.ucoz.ru/index/0-5

4.        Лученко К.В. Православный интернет: История православного Рунета; Философия общения и виртуальный мир; Интернет как миссионерская территория и др.: Справочник-путеводитель, издание 2-е, испр.,доп. - БОГОСЛОВ.RU. -bogoslov.ru › biblio/text/271942/index.html

5.        http://www.life-stories.ru/?show_top=696myjulia.ru › article/360347/solov-off.livejournal.com

6.        Владимиров В.Н. Интернет для историка: и все-таки новая парадигма! – Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. Ассоциация «История и компьютер» -kleio.asu.ru › aik/krug/7/14.html

7.         Ресурсы Интернет – историкам. -2011. – Виртуальная выставка. –Научная библиотека Удмудского государственного университета. - http://lib.udsu.ru/index.php?mdl=show_iias&id=4700995

8.        Корниенко Ю.М. Научно-образовательные возможности Интернета на примере сайта nlh.stavsu.ru (Региональногго научно-образовательного центра «Новая локальная история» Ставропольского государственного университета). - Новая локальная история. Межвузовский научно-образовательный центр. - newlocalhistory.com › node/221

9.        Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости?. - Новый исторический вестник. 2003.№1 (9). - http://www.nivestnik.ru/2003_1/14.shtml

10.     Владимиров В.Н Историк и Интернет. – Каталог исторических научно-образовательных ресурсов. - http://www.ab.ru/~kleio/internet/man.shtml

11.     Ушмаев А.Н. Internet как новая информационная среда исторической науки. – dissercat. -http://www.dissercat.com/content/internet-kak-novaya-informatsionnaya-sreda-istoricheskoi-nauki

12.     www.history.chat.ruhttp://www.webboard.ru/wb.php?board=200nekf.ru › news/2011-04-26-455

13.     http://musichits.ru/index.php?pgs=date&page=3&date=2009-11-16&year=2009

14.     Корупаев А.Е. ПРОВОДИТЬ ИННОВАЦИИ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ. Письмо инноватора -  историка   инноватору - Президенту России, как продолжение научного исследования пользователя Интернета/Рунета/. М., 2009, С.4;  Корупаев А.Е.Наука и нравственность в Интернете/Рунете: Рособрнадзор, ВАК о необходимости соблюдения научной этики в диссертационных исследованиях по историографии интеллигенции. М., 2010,  С.27

15.     Сибиряков И.В. Интернет-интеллигенция: миф или реальность?// Интеллигенция и мир. 2009. №2. С.22-23, 26. – Архив выпусков//Интеллигенция и мир
Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. -http://ivanovo.ac.ru/jdownloads/zhurnal/intelligentziya%20i%20mir/intelligen_2009_2.p

4.3 Пользователи Интернета о киберистории

1.         Кузнецов С.Бег от матрицы по лезвию бритвы. - Мульти-портал KM.RU. -km.ru › magazin/view.asp?id=…

2         Ленская М. Киберистории. - журнал «Самиздат». - http://samlib.ru/o/oreshkina_m_a/index.shtml#

3         http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:c2LL4IyNlhEJ:top.roleplay.ru/comm/t0/1811/1.htm+%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&source=www.google.ru

4         Розов А. Обращение обеспокоенных киберисториков. –Livejournal. -alex-rozoff.livejournal.com › 4072.html

5         //hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.newsru.com%2Fworld%2F12jan2006%2Fstudd.html&text=%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F&l10n=ru&mime=html&sign=9034fb1926bcfa13cfca288da818cf0d&keyno=0

6         Кудряшов Д. Киберсквотеры пишут киберисторию. - Мульти-портал KM.RU. -//hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fstudent.km.ru%2Fview.asp%3Fid%3D3A138704E1484B7AB4DA1C8A3D754223%26idrubr%3D7EA12A1729684A6BA28FC804F32511D6&text=%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F&l10n=ru&mime=html&sign=cab48f235298922e81b85a05bccb88be&keyno=0

7         Miomi.com. – новый поисковик, стремящийся к созданию «киберистории».  - Clickz.ru. – интернет-журнал о рекламе и бизнесе в сети Интернет. -  http://clickz.ru/archive/news/1057-miomicom-novyj-poiskovik-stremyashhijsya-k-sozdaniyu-kiberistorii.html

Вместо заключения

 

1.        Рыженко В.Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е гг.: вопросы теории, истории, историографии, методов исследования: Монография». – Екатеринбург; Омск, 2003. С.49

2.        Там же 

3.        Меметов В.С.. Данилов А.А. О месте и роли интеллигенции в политической истории общества ( По материалам дискуссий в печати)//Интеллигенция в политической истории ХХ века. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново 1993. С.4, 6. 9.

4.        Ермаков В.Т. Интеллигенция России в ХХ столетии. К постановке проблемы «Интеллигенция как феномен исторического изучения»)//Интеллигенция России: уроки истории и современность. Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции Иваново, 20-22 сентября 1994 г. Иваново. 1994. С.11; Его же//Интеллигенция России: уроки истории и  современность. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново. 1996. С.18

5.        Соскин В.Л. К новой концепции истории советской интеллигенции// Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Тезисы докладов на межвузовской научно-теоретической конференции в Иваново, 20-21 сентября 1995 г. Иваново. С.20

6.        Севастьянов А. Н. Национал-капитализм. [Сб. ст. о русской интеллигенции и русской нации]. М., 1995. С. 37; Данилов А А., Меметов В. С. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. Иваново, 1997. С. 79

7.        Кривопалова Н. Ю. Теоретические проблемы истории российской интеллигенции в современной отечественной историографии//Интеллигенция и мир.2008, №2. С.26,33).  - Архив выпусков//Интеллигенция и мир Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. -http://ivanovo.ac.ru/jdownloads/zhurnal/intelligentziya%20i%20mir/intelligen_2008_2.p

8.        Соколова Ф.Х. Интеллигенция Европейского  Севера России в 1917 -1941 годах. Архангельск. Поморский университет. 2003. С.44, С.19-70. Соколова Ф.Х. Интеллигенция: проблема концептуализации// Россия в глобализующемся мире:  Сборник научных статей/ отв. ред., сост. Ф.Х.Соколова. – Архангельск: Изд-во «Солти», 2006. С.257-266.,263

 Чарыков Д.В.  Изучение проблем теории интеллигенции в историографии 90-х гг. ХХ в. начала ХХI в. (На материале Урало-Сибирского региона). Автореферат дисс… канд. ист. наук. Челябинск. 2009.    . - (Электронный ресурс). - Авторефераты диссертаций. Диссертационный совет ДМ 212.298.13, исторические науки// Южно – Уральский государственный университет - Режим доступа. - http://|susu.fc.ru/fil/abstract/charirov_dmitrij _viktorovich.doc. 17 ДЕКАБРЯ 2009 Г.).     

9.        Корупаев А.Е. Очерки интеллигенции России в 2-х Ч. Ч.I. Очерки теории интеллигенции. М.,1995.С.33

10.     Рыженко В.Г. Указ. Соч. С.56

11.     От составителей//В жерновах революции. Российская интеллигенция между белыми и красными в пореволюционные годы. М.,2008. С.20.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz