КОРУПАЕВ А.Е.

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.

Историография рубежа 80-х—90-х годов

XX века

 

 

 

 

МОСКВА 1994

 

 

 

 

Канд. ист. наук КОРУПАЕВ А.Е.

РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ РУБЕЖА «80-х — 90-х ГОДОВ XX ВЕКА. М., 1994 г.—14 с.

 

Статья из сборника научных трудов Лицея № 1 за 1993 г. "Наука и учебный процесс в Лицее".

 

Статья рекомендована к депонированию Советом факультета московского вуза, протокол N4 от 10 декабря 1991 г.; внутренняя рецензия — канд. ист. наук, доцент вуза; внешняя рецензия — канд. ист. наук, доцент кафедры истории МГУ им. М.В. Ломоно­сова, ученый секретарь Совета Кошкидько В.Г.. Новая редакция статьи осуществлена при подготовке настоящего издания. Она до­полнена анализом работ вышедших в 1992-93 г.г., в т.ч. в изда­нии Лицея.

ISBN 5-88623-009-2       © Корупаев А.Е., 1994

 

 

 

 

Канд. истор. наук Корупаев А.Е.

РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ РУБЕЖА 80-х — 90-х ГОДОВ XX ВЕКА.

 

 

Новое положеиие интеллигенции в России является пред­метом дискуссий /1/, научных исследований.

В статье предпринимается попытка систематизации и об­щей характеристики историографии российской интеллиген­ции второй полоевины XIX-XX в.в на рубеже 80-х — 90-г. годов нашего столетия.

В исторической литературе, как правило, изучается исто­рия российской интеллигенции как социального слоя обще­ства, и в работах, посвященных истории российской культу­ры, и в специальных монографиях по истории русской ин­теллигенции или социальной структуре общества /2/.

В научных исследованиях изучение истории интеллиген­ции в России начинается с XYIII века, выделяется период второй половины XYIII — начала XIX в. В основном моно­графические работы посвящены изучению положения "кре­постной" интеллигенции, "демократической" интеллигенции, а не всей интеллигенции в России /3/.

Сложившаяся за последние десятилетия в историографии традиция выделяла следующие периоды изучения различных явлений, процессов жизни общества, в том числе и развития интеллигенции в России:

1/ вторая половина XIX — начало XX века,

2/ XX век /с 1917 года/.

Изменения, происшедшие с нашем Отечестве, позволяют определить начало 1990 годов как рубеж в освещении исто­рии России.

В.Р. Лейкйна-Свирская, изучая историю русской интел­лигенции второй половины XIX — начала XX в.в., охватила такие вопросы, как подготовка образованных кадров, скла­дывание и численность основных профессиональных групп, социальные и материальные условия труда, ориентация и участие интеллигенции в общественно-политической борьбе своего времени; освещались также попытки создания собст-

3

венных профессиональных организаций. Как отмечает автор, к началу 80-х годов XX века история интеллигенции, разно­родного социального слоя капиталлистической России "не получила монографической разработки в советской литера­туре" /4/.

В историографии преобладала тенденция к раскрытию участия интеллигенции, студенчества /демократической ин­теллигенции и революционного студенчества/ в обществен­но-политической жизни Российской империи /5/.

Анализ историографии интеллигенции XX века в СССР содержится в монографии М.Е. Главацкого "История форми­рования интеллигенции в СССР" Свердловск 1987, где под­черкивается, что изучение истории интеллигенции велось интенсивно, однако основные пути формирования интелли­генции изучались неравномерно. Анализ литературы в про­фессиональном "срезе" показал, что больше всего уделялось внимания и инженерно-технической, и учительской интел­лигенции, менее всего военной и сельской, стали появляться фундаментальные труды, посвященные формированию науч­ной интеллигенции, развертывалось изучение художествен­ной интеллигенции. По существу на начальной стадии нахо­дилась история медицинской интеллигенции /6/.

Общее представление об устоявшихся взглядах на интел­лигенцию в СССР к середине 80-х г.г. может дать статья "О развитии советского общества к бесклассовой структуре", опубликованная в журнале "Коммунист" в 1985 г. №12: "Сложившаяся к концу 30-х годов классовая структура со­циалистического общества в наиболее общих чертах сохра­няется и поныне. Основными ее элементами по-прежнему являются: новый рабочий класс, новое кооперативное /кол­хозное/ крестьянство, новая народная интеллигенция..." 171.

Словарь-справочник "Советская интеллигенция" М.: 1987 имел целью в сжатом виде осветить следующие проблемы: сущность, основные черты интеллигенции и ее место в об­ществе, пути формирования и противоречия развития социа­листической интеллигенции, главные направления ее дея­тельности, основные организации интеллигенции, междуна­родную деятельность интеллигенции. Его авторы исходили из того, что советская социалистическая интеллигенция — "это принципиально новый социально-политический тип структуры общества", изложили утвердившиеся представле­ния об интеллигенции и интеллигентности /8/.

Характеристика, причины основных недостатков истори­ческих исследований, изъянов в развитии исторической нау­ки того времени обоснованы академиком И.Д. Ковальченко

4

 

 

''Исследование истины само должно быть истинно. Заметки о поисках исторической правды" в 1989 г. /9/. В известной мере это откосится и к работам по истории отечественной интеллигенции.

Следует отметить, что существует большой пласт лите­ратуры, посвященной персоналиям, результатам и истории профессиональной деятельности интеллигенции в различных областях художественной культуры: литературы, театра, ки­но, музыки, изобразительного искусства, которую изучают такие дисциплины, как литературоведение, искусствоведение и др. и, которая не являлась объектом исследования в данной статье.

Особенностью историческою познания во второй полови­не 80-х г.г. XX века являлось преобладание публицистиче­ских, научно-популярных форм освещения "белых пятен" выявления "всей" правды истории. В прессе выступали и не профессионалы, присутствовали эмоциональные сценки в ма­териалах по истории интеллигенции. В конце 80-х г.г. в периодической печати разворачивается дискуссия об интел­лигенции и интеллигентности /10/, которая в 1991-1993 годах получает новое качество в Российской Федерации и может быть предметом самостоятельного исследования.

Читатели во многом заново открывали для себя творчест­во крупнейших философов конца XIX начала XX века: В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др. Их труды возвращены из спецхрана библиотек, активно публикуются как отдельными изданиями, так и фрагментами в периоди­ческой печати, а судьбы являются объектам исследования /11/.

В трудах русских философов анализируется и развитие культуры, история интеллигенции. Свое видение образования русской интеллигенции и ее характера изложил К.А. Бердяев в книге "Истоки и смысл русского коммунизма" М., 1990.

Проблемы интеллигенции затрагиваются з философских работах начала 1990-х годов /12/.

Важным представляется публикация новых источников. В 1990 г. и 1991 г. были опубликованы "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции". Его авторами были семь широко известных в общественно-политических кругах России кача­ла XX века философов, экономистов, юристов, литераторов, публицистов: К.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О.Гершензон. Тогда же опубликован и контрвеховский сборник "Ин­теллигенция в России" М., 1990. Эти источники привлекли внимание исследователей /13/.

5

 

 

 

Данные по истории интеллигенции России содержатся и в других источниках, например в полном собрании речей пре­мьер-министра России П.А. Столыпина в Государственной Думе и Государственном Совете "Нам нужна великая Рос­сия", М.: 1991.

Новые источники появились по различным периодам ис­тории XX века, в том числе 20-30 годам /14/.

Очень разнообразны воспоминания о судьбах российских интеллигентов второй половины XIX и XX веков. Пожалуй, самые волнующие среди них, раскрывающие представления, чувства, мечты, быт отечественной интеллигенции — воспо­минания женщин /15/.

А.Г. Достоевская писала в "Воспоминаниях": " Восьмого ноября 1866 года — один из знаменательных дней моей жизни: в этот день Федор Михайлович сказал мне, что меня любит, и просил быть его женой. С того времени прошло полвека, и все подробности того дня ясны в моей памяти, как будто произошли месяц назад. Предстоявшее великое счастье, которое впоследствии, несмотря на многие тяжелые стороны совместной жизни /болезнь мужа, долги/, оказалось действительно истинным для нас обоих счастьем" /16/.

Зинаида Гиппиус в "Петербургских дневниках 1919 года" записала: "Дмитрий /Д.С. Мережковский/ сидит до истоще­ния, целыми днями, корректируя глупые, малограмотные переводы глупых романов для "Всемирной литерату­ры" ...Интересно, на что в Совдепии пригодились писатели. Да и то в сущности не пригодились. Это так, благотвори­тельность, копеечка, поданная Горьким Мережковскому.

На копеечку эту /за 14 ночей я получила около тысячи ленинок/ полдня жизни — не раскрутишься. Выгоднее про­дать старые штаны" /17/.

...30-е годы. Надежда Мандельштамм вспоминала о ночи с 13 на 14 мая 1934 года:"...внезапно около часа ночи раздался отчетливый , невыносимо выразительный стук. "Это за Осей",— сказала я и пошла открывать.

За дверью стояли мужчины...

На их языке это называлось "ночная операция" /18/.

Евгения Гинзбург в своей "Хронике времени культа лич­ности" заметила: "Да, я была членом партии, историком и литератором, имела уже ученое звание, но я была полити­ческим младенцем". И дальше: "И вот он наступил — этот девятьсот проклятый год, ставший рубежом для миллио­нов..." /19/.

В книге воспоминаний известной французской актрисы М. Влади "Владимир или Прерванный полет" М.: 1990, она

6

 

 

рассказывает о знакомстве с Владимиром Высоцким, об их жизни в Москве, поездках во Францию, Италию, США и другие страны. Автор искренне желает разобраться в непро­стых явлениях советской действительности конца 60- начала 80-х годов, понять мотивы любви В. Высоцкого к своей Родине: " — Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я артист.

Ты говоришь это в Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс "Шестьдесят минут"...

"Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я — поэт. Без России я ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю".

Естественно, этого ты не говоришь, эти фразы, связыва­ются друг с другом в течение времени, я собираю из наших разговоров, В них заключены двенадцать лет доверительных бесед, криков, признаний, разрывов..." /20/.

Анализ литературы позволяет остановиться на следующих проблемах историографии интеллигенции России, которые представлялись наиболее актуальными:

- по периоду вторая половина XIX — начало XX ве­ка — развитие темы интеллигенция и общественно-полити­ческая жизнь страны, новое о персоналиях, подготовка ин­теллигенции и коммерческое образование, интеллигенция и экономика /рынок/;

- по периоду XX века — интеллигенция и сталинизм, эмиграция, диссидентство, публикации зарубежных авторов;

- выделить новые подходы и малоизученные аспекты истории профессиональных групп интеллигенции;

- освещение истории интеллигенции в учебниках, учеб­ных пособиях.

Оригинальный материал по истории интеллигенции вто­рой половины XIX — начала XX века содержится в книге Э.А. Павлюченко "Женщины в русском освободительном движении" М., 1988. Здесь представлена целая галерея за­мечательных женских образов, поднимается проблема жен­ского высшего образования в России.

Продолжалась публикация статей, монографий по исто­рии интеллигенции. Новым в условиях многопартийности явилось развитие темы интеллигенция и политические пар­тии, в том числе и в учебниках для вузов, коллективной монографии "Наше Отечество. Опыт политической истории" М., 1991.

На рубеже десятилетий были переизданы произведения российских историков С.М. Соловьева, B.C. Ключевского,

7

 

 

П.Н. Милюкова. Вступительные статьи раскрывают новые страницы из жизни научной интеллигенции — ученых исто­риков /22/.

Обостренный интерес к прошлому вызвал к жизни боль­шое количество новых материалов на исторические темы, в их ряду попытка подойти к освещению истории России конца XIX — начала XX века — через призму биографий общественных и политических деятелей. Например, в издан­ных в 1991 г. книгах "Россия на рубеже веков: историче­ские портреты"; "Исторические силуэты" вниманию читате­лей предлагались очерки о С.Ю. Витте, П.А. Столыпине, А.И. Гучкове, П.П. Рябушинском, Г.Е. Львове, П.Н. Милю­кове. Библиографические данные о многих персоналиях практически отсутствовали в современной историография.

Своеобразным изданием является книга-альбом "Русская Дума. Портрет русских мыслителей" составленной из графи­ческих портретов русских писателей и мыслителей графика и иллюстратора Ю.К. Селиверстова и литературно-философ­ских этюдов Г. Д. Грачева о каждом и них, дающих пано­раму развития русской мысли почти за два века.

Анализ, интересные фактические данные о положении интеллигенции в России, системе ее подготовки приведены в монографин Иванова А.Е. "Высшая школа России в конце XIX — начале XX века" М.:1991. Специальные разделы книги посвящены негосударственной системе образования, общественному и частному, в том числе и коммерческому.

В конце 80-х — начале 90-х годов усиливается внимание к теме интеллигенция и экономика. Активно разрабатывает­ся проблема вклада российских меценатов в развитие куль­туры страны. Этому вопросу посвящены монографии А.Н. Боханова "Коллекционеры и меценаты России" М.: 1989; Н. Думовой "Московские меценаты" М.: 1992. Исследуется воп­рос об отношении крупного капитала к различным профес­сиональным группам интеллигенции /23/. Однако в целом по проблеме интеллигенция, как социальный слой общества и крупный капитал, бизнесмены-меценаты социальной моно­графических работ нет.

Эта проблема поднимается нами в коллективной моногра­фии под ред. Е.А. Олейникова "Экономическая безопасность и инновационная политика /Страна, регион, фирма/. Вып. П. РЭА им. Г.В. Плеханова", 1993 /24/. Во введении проф. Олейников Е.А. отмечает: "Проблемы научно-технической и промышленной политики впервые в монографии дополня­ются исследованиями вопросов инновационной политики и культуры. Показывается повышение роли гуманитарной под­готовки будущих специалистов в области экономики, дея-

8

 

тельность выдающихся меценатов России в развитии культу­ры в XIX-XX веках. Ставится вопрос о целесообразности самостоятельного исследования влияния российских мецена­тов на инновационные процессы создания промышленных и культурных предприятий" /25/.

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века выходит большое количество статей, монографий, где освещается в различных аспектах и полноте проблема сталинизм и интел­лигенция /26/. Более активно продолжается изучение исто­рии российской эмиграции /27/. Опубликованы докумен­тальные материалы, воспоминания, исследования статьи по истории диссидентства /28/. Авторы монографии "На пороге кризиса" предприняли ответить на вопрос, что же в дейст­вительности представляло собой диссидентство как течение общественной мысли, рассматривали диссиденство как новую форму духовной оппозиции в 60-70 годы в СССР /29/.

Стали широко публиковаться документы, книги предста­вителей российской эмиграции /30/, а так же зарубежных исследователей об истории нашей страны, в которых в той или иной форме рассматриваются вопросы истории интелли­генции /31/.

Историографический анализ опубликованных работ позво­ляет в рамках рассматриваемого периода выделить ряд эта­пов развития историографии отечественной, русской интел­лигенции XIX-XX в.в.

Первый этап 1985-1988 г.г., когда проблема изучалась с учетом официальной точки зрения, характеризуется осозна­нием недостатков исторических исследований, работ, создан­ных на предыдущем этапе, преобладанием публицистиче­ских, научно-популярных, дискуссионных материалов, вве­дением в научный оборот новых исторических источников.

Второй этап 1989-1991 г.г. характеризуется использовани­ем более широкого круга источников, наличием полярных точек зрения на проблему, публикацией материалов отече­ственной эмиграции, зарубежных исследователей, условиями политического плюрализма, развертыванием дискуссии об интеллигенции и интеллигентности.

С 1992 г. перед исследователями встает задача не осозна­ния "некоторых недостатков", а нового осмысления и систе­матизации, оценки состояния исторической науки, как кри­тической оценки разработки историографии отечественной интеллигенции, так и учет тех ее достижений, которые служат основой для продвижения вперед. Этому посвящены материалы данной статьи.

9

 

 

На рубеже 80-90 г.г. выходят работы по истории профес­сиональных групп, территориальных групп интеллигенции /32/.

Выявился и такой подход к изучению истории той или иной профессиональной группы российской интеллигенции XIX-XX в.в., который учитывает се положение на различ­ных этапах развития мировой цивилизации в прошлом. В своей монографии "Инженеры. Становление и развитие про­фессиональной группы" М.: 1989. О.В. Крыштановская изби­рает жанр исторической социологии, которой позволил ре­шить сразу несколько задач: 1/ проследить как менялось положение инженеров в различных обществах, и установить некоторые детерминанты этого положения; 2/выделить эта­пы становления инженерной профессии как институт."; 3/ взглянуть на теперешнее состояние дел, учитызая исторические закономерные тенденции развития профессии "инже­нер".

Начав анализ эволюции профессии инженера из далекого прошлого, с момента ее возникновения в античной армии, автор столкнулся с трудностями библиографического плана. Специальных работ по истории инженеров в ракурсе их профессионального становления на русском языке найти не удалось /33/.

В книге БД. Петрова "От Гиппократа до Семашко: пре­емственность идей /Очерки и портреты/" М.: 1990 освеще­ны узловые моменты истории медицины. Собранные в книге очерки рассказывают о величайших медиках разных эпох — Гиппократе, Галене, Ибн-Сине, Н.И. Пирогове, С.П. Ботки­не, Ф.Ф. Эрисмане, И.И. Мечникове, Н.А. Семашко.

Накопление фактического материала позволило в рас­сматриваемый период, как уже отмечалось, включить в учебники вузов, фундаментальные монографии данные по истории участия отечественной интеллигенции в обществен­но-политической жизни страны, развитии культуры России.

Так, в учебном пособии для студентов Вузов, обучаю­щихся по специальности "История" Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. "История русской культуры" М.:1990 широко представлены материалы по истории интеллигенции. Показано, что как особый социальный слой интеллигенция /люди, профессионально занимающиеся умственным и твор­ческим трудом/ начала формироваться в России еще в фео­дальную эпоху преимущественно из среды дворянства и ду­ховенства, приведены данные о развитии интеллигенции в XIX-XX веках, вкладе развитии культуры .

В курсе лекций, подготовленном кафедрой культурологии МИЭМ "Введение в культурологию" М.: 1992 выделена гла-

10

 

 

ва "Российская интеллигенция и ее ответственность за судь­бы культуры и Отечества", где раскрывается понятие "ин­теллигенция", ее история, взаимоотношения интеллигенции и народа, интеллигенции и власти, положение интеллиген­ции в России начала 90-х годов /34/.

Развитие негосударственного образования, включение в учебные планы авторских курсов позволяет с целью духов­ного развития личности раскрыть проблему интеллигенции и интеллигентности в частных лицеях, колледжах, вузах.

В программе курса "История культуры и искусства", разделе "Введение в историю культуры" введена тема "Ин­теллигенция и интеллигентность" /35/, которая предполага­ет изучение и теоретических вопросов и истории интелли­генции в России.

 

 

 

1. Интеллигенция и власть /"круглый стол"/. Полис, 1992 №1, с. 72-85; А.И. Ракитов. Цивилизация, культура, технология и рынок. Вопросы философии. 1992, №5, с. 3-15.

2. М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, B.C. Шульгин. История русской культуры. М.: 1990; Лейкина-Свирская В.Р. Интел­лигенция в России во второй половине XIX в. М.:1971; Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX в. М.:1970, Селунская В. М. Социальная структура советского общества. История и современность. М.:1987.

3. Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция в России XVIII в. //Вопросы истории. 1979, №1; Ее же. Крепостная интеллигенция России вторая половина XVIII-начало XIX в.М.: 1983; Штранге М.М. Демократичная интеллигенция России XVIII в. М.: 1965.

4. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1890-1917 годах. М.:1981, с 3.

5. См: Гусятников В.В. Революционное студенческое дви­жение в России 1899-1907 г.г. М.: 1971; Ерман Л.К. Интел­лигенция в первой русской революции. М.:1966; Корупаев А.Е. Высшая школа в политической жизни России. Деп. ИНИОН АН СССР. 1989, № 37991.; Олесич Н.Л. В.И. Ленин и революционное студенчество России.М.: 1982; Ткаченко П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60-70 г.г. XIX в. М.:1978.

6. Главацкий М.Е. Историография формирования интел­лигенции в СССР. Свердловск. 1987, с. 105-106.

7. Руткевич М. О развитии советского общества к безклассовой структуре.//Коммунист. 1985, № 12, с 33.

11

  

 

8. Советская интеллигенция: словарь справочник. Под ред. Л.В. Ивановой. Сост. B.C. Волков. М.: 1987.

CP: Марксистско-ленинская теория культуры. М.:1984/ Глава 5. Роль социалистической интеллигенции в развитии культуры; Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М.: 1983.

9. Ковальченко И.Д. Исследование истины само должно быть истинно. Заметки о поисках исторической правды. //Коммунист, 1989., № 2, с. 86-87.

10. Аверинцев С.С.. Слово об интеллигенции. Советская культура. 1989, 6 января.; Володин А.И. Подвижники. О традициях отечественной интеллигенции. Правда. 1987, 10 марта; Интеллигенция и перестройка. Размышления ученого и театрального деятеля. О. Богомолов и М. Захаров. Литера­турная газета. 1990, № 33.; Берштейн. Интеллигенция спа­сет школу. Учительская газета. 1989, 16 ноября; Смоляков Л. Что такое интеллигентность. Учительская газета. 1989, 12 декабря,

11. См: Из истории русской философской мысли. Конец XIX -начало XX века. Каталог книжной выставки. М. ГПИБ. 1992; Булгаков С. Героизм и подвижничество. Воп­росы философии. 1989, № 9; Владимиров А.В. Николай Бер­дяев: изгнание. Вопросы философии. 1991, Ns 1.

12. См: Жульев В.К. Естествознание. Этика М.:!992; Его же. Бытие. М.: 1993.

13.    П.П. Гайдученко. "Вехи". Не услышанное предостере-
жение. Вопросы философии. 1992, № 2; Кочегаров М.А.
Архивная история сборника "Вехи", Вестник МГУ. Серия
8. История. 1991, № 4, с. 11-17.

14. Н.Бухарин Н.И. Судьба руской интеллигенции /Избранные произведения. Путь к социализму. Новосибирск. 1990; Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: 1991; Реа­билитация. Политические процессы 30-50-х годов. М.: 1991 и др.

15. Анна Ларина- Бухарина. Незабываемое. М.: 1989; Ад­мирал Колчак и его Любимая женщина. Книппер А.В. Фраг­менты воспоминаний // Русский рубеж. Специальный вы­пуск. Литературная газета. 1990; Вишневская Г. Солженицин и Растропович // Горизонт.

16. Достоевская А.Г. Воспоминания. М.:1987, с. 93,99.

17. Гиппиус 3. Петербургские дневники 1919 г. Горизонт. 1990, № 12, с.

18.  Мандельштамм Н. Воспоминания. Юность. 1989, 6, с. 36.

19.    Гинзбург Е. Крутой маршрут. Хроника времен культа
личности // Юность. 1988, № 9, с. 37,41.

12

 

20. Влади М. Владимир или прерванный полет. М.:1990, с. 147

21. История СССР. 1861-1917. Под ред. В.Г. Тюгавкина. М.: 1990, с. 224-230.

22. См: Дмитриев С.С. Соловьев — человек, историк // Соловьев СМ. Чтения и рассказы по истории России. М.: 1989; Александров В.А. Василий Осипович Ключевский /1841-1911/ // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: 1990; Н. Багдасарьян. Пре­дисловие / О П.Н. Милюкове/ // Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.:1992; Милюков П.Н. Воспо­минания. М.:1991; Милюков П.Н. Интеллигенция и истори­ческая традиция /предисловие В.К. Кантора/ Вопросы фило­софии. 1991, № 1.

23. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX-1914. М.:1984; Российские предприни­матели: личности и эпоха. // Предпринимательство в России. Вторая половина XIX — начало XX века. Каталог книжно-иллюстрированной выставки. ГПИБ.М.: 1992, с. 14-21; Рос­сийское предпринимательство. Книга I. Кузьмичев А., Пет­ров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники. М.:1993.

24. Корупаев А.Е. Инновационные процессы и культура, интеллигенция, меценаты России на рубеже XIX-XX веков. / параграф 2.4, главы 11 Инновационная политика, коллек­тивной монографии "Экономическая безопасность и иннова­ционная политика /страна, регион, фирма/. Под ред. Е.А. Олейникова. Выпуск II. С. 184-190.

25. Экономическая безопасность и инновационная пол­итика /страна, регион, фирма/. Под ред. проф. Олейникова Е.А. Вып. II. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1993, с. 12.

26. Аксенов Ю.С. Послевоенный сталинизм: удар по ин­теллигенции. Кентавр. 1991. Октябрь — декабрь, с.80; Воп­росы литературы. 1992, № 1 / Номер посвящен проблеме тоталитаризма/; Грехов В.Н., Корупаев А.Е. Репрессии в комсомоле. Годы 30-е //I Соловецкий общественно-полити­ческий форум "Десталинизация сознания: проблемы и перс­пективы. Тезисы докладов межреспубликанской научно-практической конференции. 12-17 июля 1989 г. Архан­гельск — Соловки. 1989; Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции /30-е годы/ //История СССР. 1990, № 1, с. 23-39; Осмыслить культ Сталина. М.: 1989; Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: 1989; Реабилитирован посмертно. Вып. 1-2. М.: 1988; Стари­ков Б.А. Переход к "политике разгрома" /шахтинское де­ло/. //Историки отвечают на вопросы. Вып. 2. М/.1990.

13 

 

27. Из истории российской эмиграции. Сборник научных статей. СП. 1992. Общегородская конференция историков СП. 24-28 апреля, 1992 г.; Люкс Л. К вопросу со истории идейного развития "первой" русской эмиграции. Вопросы философии. 1992, № 2, с. 160-164; А. Риз. Свидетельства "буржуазного интеллигента". Свободная мысль. 1992, № 11, с. 121-124; Соколов ГЛ. Судьбы русской литературной эмиграции /1920-х годов/ МГУ.: 1991.

28. Синявский А. Диссиденство как личный опыт // Юность. 1988, № 9; Солженицын А. Жить не по лжи. Актовая лекция // Комсомольская правда. 1990, 1 сентября; Тревоги и надежды А.Д. Сахаров // Досье. Приложение  к литературной газете, январь 1990 г.

29. На пороге  кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М.:1990, с. 337,338.

30. Бунин И. Миссия русской эмиграции. /Речь, произне­сенная в Париже 16 февраля 1924 г./ Московский комсомо­лец. 1990, 21 окт.; Деникин А.И. Очерки  русской смуты /любое издание/; Мельгунов  С.П. Красный террор в России. 1918-1923. М.: 1990.

31. Карр Э.Х. Русская революция. От Ленина до Стали­на. 1917-1929. М.: 1990: Коэн С.Н. Н.И. Бухарин. Полити­ческая биография. М.: 1989.

32. Осташко Т.Н. Сельская интеллигенция Сибири. Ко­нец  19l9-1927 г. Новосибирск. 1988.

33.Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и раз­витие профессиональной группы. М.:1989, с. 4-6.

34. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры. М.: 1990, с. 217-218.; Введение в культу­рологию. Конспект лекций. М.: 1992, с. 181-191, с. 301; см: Корупаев А.Е. Дискуссия об интеллигенции и интеллигентности. История и современность / историография /. Тезисы на научно-методическую конференцию "История российской интеллигенции: новые подходы изучения и преподавания в высшей школе" Москва, МАДИ, январь-февраль 1994 г. // Предприниматели и интеллигенция. Тезисы научных конфе­ренций.  М. 1994.

35. Корупаев А.Е. Программа курса "История культуры и искусства" Лицей, Сборник учебных программ. М.: 1993, с. 301.

14

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Канд. истор. наук  

Корупаев А.Е

 

Российская интеллигенция, историо-

 графия рубежа 80-х — 90-х годов
 XX века.............................................................................. 3

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz