КОРУПАЕВ А.Е.
РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Историография рубежа 80-х—90-х годов XX века
МОСКВА 1994
Канд. ист. наук КОРУПАЕВ А.Е. РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ РУБЕЖА «80-х — 90-х ГОДОВ XX ВЕКА. М., 1994 г.—14 с.
Статья из сборника научных трудов Лицея № 1 за 1993 г. "Наука и учебный процесс в Лицее".
Статья рекомендована к депонированию Советом факультета московского вуза, протокол N4 от 10 декабря 1991 г.; внутренняя рецензия — канд. ист. наук, доцент вуза; внешняя рецензия — канд. ист. наук, доцент кафедры истории МГУ им. М.В. Ломоносова, ученый секретарь Совета Кошкидько В.Г.. Новая редакция статьи осуществлена при подготовке настоящего издания. Она дополнена анализом работ вышедших в 1992-93 г.г., в т.ч. в издании Лицея. ISBN 5-88623-009-2 © Корупаев А.Е., 1994
Канд. истор. наук Корупаев А.Е. РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. ИСТОРИОГРАФИЯ РУБЕЖА 80-х — 90-х ГОДОВ XX ВЕКА.
Новое положеиие интеллигенции в России является предметом дискуссий /1/, научных исследований. В статье предпринимается попытка систематизации и общей характеристики историографии российской интеллигенции второй полоевины XIX-XX в.в на рубеже 80-х — 90-г. годов нашего столетия. В исторической литературе, как правило, изучается история российской интеллигенции как социального слоя общества, и в работах, посвященных истории российской культуры, и в специальных монографиях по истории русской интеллигенции или социальной структуре общества /2/. В научных исследованиях изучение истории интеллигенции в России начинается с XYIII века, выделяется период второй половины XYIII — начала XIX в. В основном монографические работы посвящены изучению положения "крепостной" интеллигенции, "демократической" интеллигенции, а не всей интеллигенции в России /3/. Сложившаяся за последние десятилетия в историографии традиция выделяла следующие периоды изучения различных явлений, процессов жизни общества, в том числе и развития интеллигенции в России: 1/ вторая половина XIX — начало XX века, 2/ XX век /с 1917 года/. Изменения, происшедшие с нашем Отечестве, позволяют определить начало 1990 годов как рубеж в освещении истории России. В.Р. Лейкйна-Свирская, изучая историю русской интеллигенции второй половины XIX — начала XX в.в., охватила такие вопросы, как подготовка образованных кадров, складывание и численность основных профессиональных групп, социальные и материальные условия труда, ориентация и участие интеллигенции в общественно-политической борьбе своего времени; освещались также попытки создания собст- 3 венных профессиональных организаций. Как отмечает автор, к началу 80-х годов XX века история интеллигенции, разнородного социального слоя капиталлистической России "не получила монографической разработки в советской литературе" /4/. В историографии преобладала тенденция к раскрытию участия интеллигенции, студенчества /демократической интеллигенции и революционного студенчества/ в общественно-политической жизни Российской империи /5/. Анализ историографии интеллигенции XX века в СССР содержится в монографии М.Е. Главацкого "История формирования интеллигенции в СССР" Свердловск 1987, где подчеркивается, что изучение истории интеллигенции велось интенсивно, однако основные пути формирования интеллигенции изучались неравномерно. Анализ литературы в профессиональном "срезе" показал, что больше всего уделялось внимания и инженерно-технической, и учительской интеллигенции, менее всего военной и сельской, стали появляться фундаментальные труды, посвященные формированию научной интеллигенции, развертывалось изучение художественной интеллигенции. По существу на начальной стадии находилась история медицинской интеллигенции /6/. Общее представление об устоявшихся взглядах на интеллигенцию в СССР к середине 80-х г.г. может дать статья "О развитии советского общества к бесклассовой структуре", опубликованная в журнале "Коммунист" в 1985 г. №12: "Сложившаяся к концу 30-х годов классовая структура социалистического общества в наиболее общих чертах сохраняется и поныне. Основными ее элементами по-прежнему являются: новый рабочий класс, новое кооперативное /колхозное/ крестьянство, новая народная интеллигенция..." 171. Словарь-справочник "Советская интеллигенция" М.: 1987 имел целью в сжатом виде осветить следующие проблемы: сущность, основные черты интеллигенции и ее место в обществе, пути формирования и противоречия развития социалистической интеллигенции, главные направления ее деятельности, основные организации интеллигенции, международную деятельность интеллигенции. Его авторы исходили из того, что советская социалистическая интеллигенция — "это принципиально новый социально-политический тип структуры общества", изложили утвердившиеся представления об интеллигенции и интеллигентности /8/. Характеристика, причины основных недостатков исторических исследований, изъянов в развитии исторической науки того времени обоснованы академиком И.Д. Ковальченко 4
''Исследование истины само должно быть истинно. Заметки о поисках исторической правды" в 1989 г. /9/. В известной мере это откосится и к работам по истории отечественной интеллигенции. Следует отметить, что существует большой пласт литературы, посвященной персоналиям, результатам и истории профессиональной деятельности интеллигенции в различных областях художественной культуры: литературы, театра, кино, музыки, изобразительного искусства, которую изучают такие дисциплины, как литературоведение, искусствоведение и др. и, которая не являлась объектом исследования в данной статье. Особенностью историческою познания во второй половине 80-х г.г. XX века являлось преобладание публицистических, научно-популярных форм освещения "белых пятен" выявления "всей" правды истории. В прессе выступали и не профессионалы, присутствовали эмоциональные сценки в материалах по истории интеллигенции. В конце 80-х г.г. в периодической печати разворачивается дискуссия об интеллигенции и интеллигентности /10/, которая в 1991-1993 годах получает новое качество в Российской Федерации и может быть предметом самостоятельного исследования. Читатели во многом заново открывали для себя творчество крупнейших философов конца XIX — начала XX века: В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др. Их труды возвращены из спецхрана библиотек, активно публикуются как отдельными изданиями, так и фрагментами в периодической печати, а судьбы являются объектам исследования /11/. В трудах русских философов анализируется и развитие культуры, история интеллигенции. Свое видение образования русской интеллигенции и ее характера изложил К.А. Бердяев в книге "Истоки и смысл русского коммунизма" М., 1990. Проблемы интеллигенции затрагиваются з философских работах начала 1990-х годов /12/. Важным представляется публикация новых источников. В 1990 г. и 1991 г. были опубликованы "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции". Его авторами были семь широко известных в общественно-политических кругах России качала XX века философов, экономистов, юристов, литераторов, публицистов: К.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О.Гершензон. Тогда же опубликован и контрвеховский сборник "Интеллигенция в России" М., 1990. Эти источники привлекли внимание исследователей /13/. 5
Данные по истории интеллигенции России содержатся и в других источниках, например в полном собрании речей премьер-министра России П.А. Столыпина в Государственной Думе и Государственном Совете "Нам нужна великая Россия", М.: 1991. Новые источники появились по различным периодам истории XX века, в том числе 20-30 годам /14/. Очень разнообразны воспоминания о судьбах российских интеллигентов второй половины XIX и XX веков. Пожалуй, самые волнующие среди них, раскрывающие представления, чувства, мечты, быт отечественной интеллигенции — воспоминания женщин /15/. А.Г. Достоевская писала в "Воспоминаниях": " Восьмого ноября 1866 года — один из знаменательных дней моей жизни: в этот день Федор Михайлович сказал мне, что меня любит, и просил быть его женой. С того времени прошло полвека, и все подробности того дня ясны в моей памяти, как будто произошли месяц назад. Предстоявшее великое счастье, которое впоследствии, несмотря на многие тяжелые стороны совместной жизни /болезнь мужа, долги/, оказалось действительно истинным для нас обоих счастьем" /16/. Зинаида Гиппиус в "Петербургских дневниках 1919 года" записала: "Дмитрий /Д.С. Мережковский/ сидит до истощения, целыми днями, корректируя глупые, малограмотные переводы глупых романов для "Всемирной литературы" ...Интересно, на что в Совдепии пригодились писатели. Да и то в сущности не пригодились. Это так, благотворительность, копеечка, поданная Горьким Мережковскому. На копеечку эту /за 14 ночей я получила около тысячи ленинок/ полдня жизни — не раскрутишься. Выгоднее продать старые штаны" /17/. ...30-е годы. Надежда Мандельштамм вспоминала о ночи с 13 на 14 мая 1934 года:"...внезапно около часа ночи раздался отчетливый , невыносимо выразительный стук. "Это за Осей",— сказала я и пошла открывать. За дверью стояли мужчины... На их языке это называлось "ночная операция" /18/. Евгения Гинзбург в своей "Хронике времени культа личности" заметила: "Да, я была членом партии, историком и литератором, имела уже ученое звание, но я была политическим младенцем". И дальше: "И вот он наступил — этот девятьсот проклятый год, ставший рубежом для миллионов..." /19/. В книге воспоминаний известной французской актрисы М. Влади "Владимир или Прерванный полет" М.: 1990, она 6
рассказывает о знакомстве с Владимиром Высоцким, об их жизни в Москве, поездках во Францию, Италию, США и другие страны. Автор искренне желает разобраться в непростых явлениях советской действительности конца 60- начала 80-х годов, понять мотивы любви В. Высоцкого к своей Родине: " — Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я артист. Ты говоришь это в Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс "Шестьдесят минут"... "Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я — поэт. Без России я — ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю". Естественно, этого ты не говоришь, эти фразы, связываются друг с другом в течение времени, я собираю из наших разговоров, В них заключены двенадцать лет доверительных бесед, криков, признаний, разрывов..." /20/. Анализ литературы позволяет остановиться на следующих проблемах историографии интеллигенции России, которые представлялись наиболее актуальными: - по периоду вторая половина XIX — начало XX века — развитие темы интеллигенция и общественно-политическая жизнь страны, новое о персоналиях, подготовка интеллигенции и коммерческое образование, интеллигенция и экономика /рынок/; - по периоду XX века — интеллигенция и сталинизм, эмиграция, диссидентство, публикации зарубежных авторов; - выделить новые подходы и малоизученные аспекты истории профессиональных групп интеллигенции; - освещение истории интеллигенции в учебниках, учебных пособиях. Оригинальный материал по истории интеллигенции второй половины XIX — начала XX века содержится в книге Э.А. Павлюченко "Женщины в русском освободительном движении" М., 1988. Здесь представлена целая галерея замечательных женских образов, поднимается проблема женского высшего образования в России. Продолжалась публикация статей, монографий по истории интеллигенции. Новым в условиях многопартийности явилось развитие темы интеллигенция и политические партии, в том числе и в учебниках для вузов, коллективной монографии "Наше Отечество. Опыт политической истории" М., 1991. На рубеже десятилетий были переизданы произведения российских историков С.М. Соловьева, B.C. Ключевского, 7
П.Н. Милюкова. Вступительные статьи раскрывают новые страницы из жизни научной интеллигенции — ученых историков /22/. Обостренный интерес к прошлому вызвал к жизни большое количество новых материалов на исторические темы, в их ряду попытка подойти к освещению истории России конца XIX — начала XX века — через призму биографий общественных и политических деятелей. Например, в изданных в 1991 г. книгах "Россия на рубеже веков: исторические портреты"; "Исторические силуэты" вниманию читателей предлагались очерки о С.Ю. Витте, П.А. Столыпине, А.И. Гучкове, П.П. Рябушинском, Г.Е. Львове, П.Н. Милюкове. Библиографические данные о многих персоналиях практически отсутствовали в современной историография. Своеобразным изданием является книга-альбом "Русская Дума. Портрет русских мыслителей" составленной из графических портретов русских писателей и мыслителей графика и иллюстратора Ю.К. Селиверстова и литературно-философских этюдов Г. Д. Грачева о каждом и них, дающих панораму развития русской мысли почти за два века. Анализ, интересные фактические данные о положении интеллигенции в России, системе ее подготовки приведены в монографин Иванова А.Е. "Высшая школа России в конце XIX — начале XX века" М.:1991. Специальные разделы книги посвящены негосударственной системе образования, общественному и частному, в том числе и коммерческому. В конце 80-х — начале 90-х годов усиливается внимание к теме интеллигенция и экономика. Активно разрабатывается проблема вклада российских меценатов в развитие культуры страны. Этому вопросу посвящены монографии А.Н. Боханова "Коллекционеры и меценаты России" М.: 1989; Н. Думовой "Московские меценаты" М.: 1992. Исследуется вопрос об отношении крупного капитала к различным профессиональным группам интеллигенции /23/. Однако в целом по проблеме интеллигенция, как социальный слой общества и крупный капитал, бизнесмены-меценаты социальной монографических работ нет. Эта проблема поднимается нами в коллективной монографии под ред. Е.А. Олейникова "Экономическая безопасность и инновационная политика /Страна, регион, фирма/. Вып. П. РЭА им. Г.В. Плеханова", 1993 /24/. Во введении проф. Олейников Е.А. отмечает: "Проблемы научно-технической и промышленной политики впервые в монографии дополняются исследованиями вопросов инновационной политики и культуры. Показывается повышение роли гуманитарной подготовки будущих специалистов в области экономики, дея- 8
тельность выдающихся меценатов России в развитии культуры в XIX-XX веках. Ставится вопрос о целесообразности самостоятельного исследования влияния российских меценатов на инновационные процессы создания промышленных и культурных предприятий" /25/. В конце 80-х — начале 90-х годов XX века выходит большое количество статей, монографий, где освещается в различных аспектах и полноте проблема сталинизм и интеллигенция /26/. Более активно продолжается изучение истории российской эмиграции /27/. Опубликованы документальные материалы, воспоминания, исследования статьи по истории диссидентства /28/. Авторы монографии "На пороге кризиса" предприняли ответить на вопрос, что же в действительности представляло собой диссидентство как течение общественной мысли, рассматривали диссиденство как новую форму духовной оппозиции в 60-70 годы в СССР /29/. Стали широко публиковаться документы, книги представителей российской эмиграции /30/, а так же зарубежных исследователей об истории нашей страны, в которых в той или иной форме рассматриваются вопросы истории интеллигенции /31/. Историографический анализ опубликованных работ позволяет в рамках рассматриваемого периода выделить ряд этапов развития историографии отечественной, русской интеллигенции XIX-XX в.в. Первый этап 1985-1988 г.г., когда проблема изучалась с учетом официальной точки зрения, характеризуется осознанием недостатков исторических исследований, работ, созданных на предыдущем этапе, преобладанием публицистических, научно-популярных, дискуссионных материалов, введением в научный оборот новых исторических источников. Второй этап 1989-1991 г.г. характеризуется использованием более широкого круга источников, наличием полярных точек зрения на проблему, публикацией материалов отечественной эмиграции, зарубежных исследователей, условиями политического плюрализма, развертыванием дискуссии об интеллигенции и интеллигентности. С 1992 г. перед исследователями встает задача не осознания "некоторых недостатков", а нового осмысления и систематизации, оценки состояния исторической науки, как критической оценки разработки историографии отечественной интеллигенции, так и учет тех ее достижений, которые служат основой для продвижения вперед. Этому посвящены материалы данной статьи. 9
На рубеже 80-90 г.г. выходят работы по истории профессиональных групп, территориальных групп интеллигенции /32/. Выявился и такой подход к изучению истории той или иной профессиональной группы российской интеллигенции XIX-XX в.в., который учитывает се положение на различных этапах развития мировой цивилизации в прошлом. В своей монографии "Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы" М.: 1989. О.В. Крыштановская избирает жанр исторической социологии, которой позволил решить сразу несколько задач: 1/ проследить как менялось положение инженеров в различных обществах, и установить некоторые детерминанты этого положения; 2/выделить этапы становления инженерной профессии как институт."; 3/ взглянуть на теперешнее состояние дел, учитызая исторические закономерные тенденции развития профессии "инженер". Начав анализ эволюции профессии инженера из далекого прошлого, с момента ее возникновения в античной армии, автор столкнулся с трудностями библиографического плана. Специальных работ по истории инженеров в ракурсе их профессионального становления на русском языке найти не удалось /33/. В книге БД. Петрова "От Гиппократа до Семашко: преемственность идей /Очерки и портреты/" М.: 1990 освещены узловые моменты истории медицины. Собранные в книге очерки рассказывают о величайших медиках разных эпох — Гиппократе, Галене, Ибн-Сине, Н.И. Пирогове, С.П. Боткине, Ф.Ф. Эрисмане, И.И. Мечникове, Н.А. Семашко. Накопление фактического материала позволило в рассматриваемый период, как уже отмечалось, включить в учебники вузов, фундаментальные монографии данные по истории участия отечественной интеллигенции в общественно-политической жизни страны, развитии культуры России. Так, в учебном пособии для студентов Вузов, обучающихся по специальности "История" Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. "История русской культуры" М.:1990 широко представлены материалы по истории интеллигенции. Показано, что как особый социальный слой интеллигенция /люди, профессионально занимающиеся умственным и творческим трудом/ начала формироваться в России еще в феодальную эпоху преимущественно из среды дворянства и духовенства, приведены данные о развитии интеллигенции в XIX-XX веках, вкладе развитии культуры . В курсе лекций, подготовленном кафедрой культурологии МИЭМ "Введение в культурологию" М.: 1992 выделена гла- 10
ва "Российская интеллигенция и ее ответственность за судьбы культуры и Отечества", где раскрывается понятие "интеллигенция", ее история, взаимоотношения интеллигенции и народа, интеллигенции и власти, положение интеллигенции в России начала 90-х годов /34/. Развитие негосударственного образования, включение в учебные планы авторских курсов позволяет с целью духовного развития личности раскрыть проблему интеллигенции и интеллигентности в частных лицеях, колледжах, вузах. В программе курса "История культуры и искусства", разделе "Введение в историю культуры" введена тема "Интеллигенция и интеллигентность" /35/, которая предполагает изучение и теоретических вопросов и истории интеллигенции в России.
1. Интеллигенция и власть /"круглый стол"/. Полис, 1992 №1, с. 72-85; А.И. Ракитов. Цивилизация, культура, технология и рынок. Вопросы философии. 1992, №5, с. 3-15. 2. М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, B.C. Шульгин. История русской культуры. М.: 1990; Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.:1971; Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX в. М.:1970, Селунская В. М. Социальная структура советского общества. История и современность. М.:1987. 3. Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция в России XVIII в. //Вопросы истории. 1979, №1; Ее же. Крепостная интеллигенция России вторая половина XVIII-начало XIX в.М.: 1983; Штранге М.М. Демократичная интеллигенция России XVIII в. М.: 1965. 4. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1890-1917 годах. М.:1981, с 3. 5. См: Гусятников В.В. Революционное студенческое движение в России 1899-1907 г.г. М.: 1971; Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.:1966; Корупаев А.Е. Высшая школа в политической жизни России. Деп. ИНИОН АН СССР. 1989, № 37991.; Олесич Н.Л. В.И. Ленин и революционное студенчество России.М.: 1982; Ткаченко П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60-70 г.г. XIX в. М.:1978. 6. Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. Свердловск. 1987, с. 105-106. 7. Руткевич М. О развитии советского общества к безклассовой структуре.//Коммунист. 1985, № 12, с 33. 11
8. Советская интеллигенция: словарь справочник. Под ред. Л.В. Ивановой. Сост. B.C. Волков. М.: 1987. CP: Марксистско-ленинская теория культуры. М.:1984/ Глава 5. Роль социалистической интеллигенции в развитии культуры; Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М.: 1983. 9. Ковальченко И.Д. Исследование истины само должно быть истинно. Заметки о поисках исторической правды. //Коммунист, 1989., № 2, с. 86-87. 10. Аверинцев С.С.. Слово об интеллигенции. Советская культура. 1989, 6 января.; Володин А.И. Подвижники. О традициях отечественной интеллигенции. Правда. 1987, 10 марта; Интеллигенция и перестройка. Размышления ученого и театрального деятеля. О. Богомолов и М. Захаров. Литературная газета. 1990, № 33.; Берштейн. Интеллигенция спасет школу. Учительская газета. 1989, 16 ноября; Смоляков Л. Что такое интеллигентность. Учительская газета. 1989, 12 декабря, 11. См: Из истории русской философской мысли. Конец XIX -начало XX века. Каталог книжной выставки. М. ГПИБ. 1992; Булгаков С. Героизм и подвижничество. Вопросы философии. 1989, № 9; Владимиров А.В. Николай Бердяев: изгнание. Вопросы философии. 1991, Ns 1. 12. См: Жульев В.К. Естествознание. Этика М.:!992; Его же. Бытие. М.: 1993. 13. П.П. Гайдученко. "Вехи". Не услышанное предостере- 14. Н.Бухарин Н.И. Судьба руской интеллигенции /Избранные произведения. Путь к социализму. Новосибирск. 1990; Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: 1991; Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. М.: 1991 и др. 15. Анна Ларина- Бухарина. Незабываемое. М.: 1989; Адмирал Колчак и его Любимая женщина. Книппер А.В. Фрагменты воспоминаний // Русский рубеж. Специальный выпуск. Литературная газета. 1990; Вишневская Г. Солженицин и Растропович // Горизонт. 16. Достоевская А.Г. Воспоминания. М.:1987, с. 93,99. 17. Гиппиус 3. Петербургские дневники 1919 г. Горизонт. 1990, № 12, с. 18. Мандельштамм Н. Воспоминания. Юность. 1989, № 6, с. 36. 19. Гинзбург Е. Крутой маршрут. Хроника времен культа 12
20. Влади М. Владимир или прерванный полет. М.:1990, с. 147 21. История СССР. 1861-1917. Под ред. В.Г. Тюгавкина. М.: 1990, с. 224-230. 22. См: Дмитриев С.С. Соловьев — человек, историк // Соловьев СМ. Чтения и рассказы по истории России. М.: 1989; Александров В.А. Василий Осипович Ключевский /1841-1911/ // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: 1990; Н. Багдасарьян. Предисловие / О П.Н. Милюкове/ // Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.:1992; Милюков П.Н. Воспоминания. М.:1991; Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция /предисловие В.К. Кантора/ Вопросы философии. 1991, № 1. 23. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX-1914. М.:1984; Российские предприниматели: личности и эпоха. // Предпринимательство в России. Вторая половина XIX — начало XX века. Каталог книжно-иллюстрированной выставки. ГПИБ.М.: 1992, с. 14-21; Российское предпринимательство. Книга I. Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники. М.:1993. 24. Корупаев А.Е. Инновационные процессы и культура, интеллигенция, меценаты России на рубеже XIX-XX веков. / параграф 2.4, главы 11 Инновационная политика, коллективной монографии "Экономическая безопасность и инновационная политика /страна, регион, фирма/. Под ред. Е.А. Олейникова. Выпуск II. С. 184-190. 25. Экономическая безопасность и инновационная политика /страна, регион, фирма/. Под ред. проф. Олейникова Е.А. Вып. II. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1993, с. 12. 26. Аксенов Ю.С. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции. Кентавр. 1991. Октябрь — декабрь, с.80; Вопросы литературы. 1992, № 1 / Номер посвящен проблеме тоталитаризма/; Грехов В.Н., Корупаев А.Е. Репрессии в комсомоле. Годы 30-е //I Соловецкий общественно-политический форум "Десталинизация сознания: проблемы и перспективы. Тезисы докладов межреспубликанской научно-практической конференции. 12-17 июля 1989 г. Архангельск — Соловки. 1989; Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции /30-е годы/ //История СССР. 1990, № 1, с. 23-39; Осмыслить культ Сталина. М.: 1989; Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: 1989; Реабилитирован посмертно. Вып. 1-2. М.: 1988; Стариков Б.А. Переход к "политике разгрома" /шахтинское дело/. //Историки отвечают на вопросы. Вып. 2. М/.1990. 13
27. Из истории российской эмиграции. Сборник научных статей. СП. 1992. Общегородская конференция историков СП. 24-28 апреля, 1992 г.; Люкс Л. К вопросу со истории идейного развития "первой" русской эмиграции. Вопросы философии. 1992, № 2, с. 160-164; А. Риз. Свидетельства "буржуазного интеллигента". Свободная мысль. 1992, № 11, с. 121-124; Соколов ГЛ. Судьбы русской литературной эмиграции /1920-х годов/ МГУ.: 1991. 28. Синявский А. Диссиденство как личный опыт // Юность. 1988, № 9; Солженицын А. Жить не по лжи. Актовая лекция // Комсомольская правда. 1990, 1 сентября; Тревоги и надежды А.Д. Сахаров // Досье. Приложение к литературной газете, январь 1990 г. 29. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М.:1990, с. 337,338. 30. Бунин И. Миссия русской эмиграции. /Речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 г./ Московский комсомолец. 1990, 21 окт.; Деникин А.И. Очерки русской смуты /любое издание/; Мельгунов С.П. Красный террор в России. 1918-1923. М.: 1990. 31. Карр Э.Х. Русская революция. От Ленина до Сталина. 1917-1929. М.: 1990: Коэн С.Н. Н.И. Бухарин. Политическая биография. М.: 1989. 32. Осташко Т.Н. Сельская интеллигенция Сибири. Конец 19l9-1927 г. Новосибирск. 1988. 33.Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. М.:1989, с. 4-6. 34. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры. М.: 1990, с. 217-218.; Введение в культурологию. Конспект лекций. М.: 1992, с. 181-191, с. 301; см: Корупаев А.Е. Дискуссия об интеллигенции и интеллигентности. История и современность / историография /. Тезисы на научно-методическую конференцию "История российской интеллигенции: новые подходы изучения и преподавания в высшей школе" Москва, МАДИ, январь-февраль 1994 г. // Предприниматели и интеллигенция. Тезисы научных конференций. М. 1994. 35. Корупаев А.Е. Программа курса "История культуры и искусства" Лицей, Сборник учебных программ. М.: 1993, с. 301. 14 СОДЕРЖАНИЕ
Канд. истор. наук Корупаев А.Е
Российская интеллигенция, историо- графия рубежа 80-х — 90-х годов |
|
|